Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Социальное обеспечение - Задачи про социальную пенсию

Задачи про социальную пенсию

Индексация социальной пенсии

Размер социальной пенсии не является постоянной величиной, а ежегодно индексируется в соответствии с правительственными постановлениями. В последний раз индексация социальных пенсий производилась в апреле текущего, 2020 года.

был утверждён коэффициент в размере 1,02 от базовой величины страховой пенсии.В результате произведённой индексации, размер социальной пенсии в 2020 году был увеличен для разных групп получателей:

  1. Инвалидов III группы – на 88 рублей.
  2. Инвалидов II группы и лиц, достигших старости – на 103 рубля.
  3. Инвалидов I группы – на 207 рублей.
  4. Детей-инвалидов – на 248 рублей.

Как оформить пенсию?

Для того чтобы получить социальную пенсию требуется обратиться в либо в МФЦ (многофункциональный центр).

Но тут следует знать, что специалисты МФЦ могут только принять ваши документы, но в итоге они их все равно перенаправят в ПФР. Поэтому если вы торопитесь, и хотите, чтобы все было оформлено быстрей, то лучше конечно обращаться в ПФР.

Если гражданин сам оформляет свое пособие, тогда ему следует обращаться в ПФР по месту его прописки.

Если за него всем занимается его законный представить, то следует обращаться в ПФР по месту прописки самого представителя. Назначение социальных пенсий После того как в пенсионном фонде подтвердят ваше право на получение пенсии потребуется предоставить все .

Полный перечень этих документов будет зависеть от разновидности соц. пенсии. В любой ситуации в первую очередь заполняется заявление, к нему нужно приложить паспорт и прочие документы о праве на получение выплат, например:

  • Если гражданин причисляется к малочисленным северным народностям, потребуется документ, который это сможет подтвердить. Например, это может быть свидетельство о рождении с заполненной в нем графой «национальность»;
  • Если это пенсия по инвалидности, то справка о том, что гражданину присвоена та или иная инвалидность выданная МСЭ. Обычно выписку сотрудники МСЭ автоматически направляют в пенсионный фонд, а справку дают на руки гражданину;
  • В случае потери кормильца может потребоваться свидетельство о смерти этого человека. Свидетельство, о рождении ребенка составленное по форме 25. Его можно получить в отделении ЗАГСа. Документы, которые смогут подтвердить родство матери и ребенка. Если нужно, то справка о том, что он проходит обучение на очном отделении и ему пока не исполнилось 23 года.

В отдельных случаях могут потребоваться такие документы как:

  1. документы, которые смогут подтвердить полномочия представителя оформляющего пенсию;
  2. постановление экспертизы о взаимосвязи совершенного гражданином преступления и инвалидности/смерти кормильца.
  3. ВНЖ для иностранцев и свидетельство по месту пребывания для иностранных граждан без гражданства;

Оформление социальной пенсии По факту обычно специалисты принимают заявления без требуемого списка документов. Их можно будет принести позже.

Но нужно успеть уложиться в три месяца. Если получится успеть в этот срок, тогда днем обращения будет считаться дата подачи заявления.

Но не до того как официально появится законное право на получение пенсии.

Задачи по предмету «право социального обеспечения»

Стр 1 из 6 Доход за 3 месяца — 62310 р. СД = 62310/3/6 = 3461,7 р. Прожиточный минимум — в ЛО: на взрослого — 10047, на детей — 9259 р.

Социально-медицинские · выполнение процедур, связанных с организацией ухода, наблюдением за состоянием здоровья · систематическое наблюдение для выявления отклонений в состоянии здоровья Социально-психологические: · социально-психологический патронаж Социально-правовые: · оказание помощи в оформлении и восстановлении документов · оказание помощи в получении юридических услуг 10. Решите ситуационную задачу. В Управление Пенсионного фонда 17.11.2017 г. с просьбой назначить пенсию обратилась Марьина Евгения Викторовна по случаю потери кормильца на двоих детей.

Старшему ребенку 19 лет. Он является студентом очного отделения вуза. Младшему сыну 15 лет. Отец детей умер 15 августа в результате несчастного случая на производстве. Страховой стаж на день смерти составил 25 лет.

Вопросы:Назовите нормативно-правовой акт, на основании которого осуществляется выдача пенсии по потери кормильца и куда следует обращаться? Кто из членов семьи имеет право на пенсию по случаю потери кормильца? Объясните порядок расчета пенсии по случаю потери кормильца.

Ответ: Под потерей кормильца понимается его смерть или безвест­ное отсутствие.

Члены семьи умершего считаются состоявшими на его ижди­вении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и ос­новным источником средств к существованию. Продолжительность иждивенства, как правило, значения не имеет. Иждивенство детей предполагается и не требует доказа­тельств.

Пенсия по случаю потери кормильца — это ежемесячная вып­лата, назначаемая за счет средств ПФР нетрудоспособным иж­дивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичного возмещения помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств существова­ния.

НПА: Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016, с изм. от 05.12.2017) «О страховых пенсиях» Законом предусмотрено назначение страховых пенсий гражданам, которые уплачивали страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, и находящимся на иждивении членам их семей. Гр.Марьин являлся работающим гражданином, поэтому оформляться будет страховая пенсия по потере кормильца.

В данном случае нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца являются: — старший ребенок – до 23 лет, т.к. учится на очном отделении вуза — младший ребенок до 18 лет Граждане могут обратиться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее без каких-либо ограничений по времени.

Заявление о назначении пенсии подается в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту жительства, по месту пребывания либо по месту фактического проживания гражданина, либо в многофункциональный центр (МФЦ). Документы: заявление о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца; Паспорт, СНИЛС; документы о смерти кормильца (свидетельство о смерти); документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем; документы, подтверждающие продолжительность страхового стажа. Формула расчета пенсии по потере кормильца будет СПспк =ИПК*СПК +ФВ СПспк— размер страховой пенсии по случаю потери кормильца; ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент (рассчитывается индивидуально для каждого); СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по случаю потери кормильца.

ФВ – фиксированная выплата. СП спк=ИПК*78,58+2402,56. 78,58 — это стоимость 1 балла в 2017г., 2402.56 — это сумма фиксированной выплаты в 2017 г. 11. Решите ситуационную задачу.Гр.Шульгина, 1979 года рождения, имеющая статус безработной и получающая пособие по безработице, в результате ДТП потеряла мужа.

У неё сын 13 лет. Вопросы:Назовите нормативно-правовой акт, на основании которого осуществляется выдача пенсии по потери кормильца и куда следует обращаться? Может ли быть назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца жене и сыну погибшего?

Каким образом будет определяться сумма пенсии? Ответ: Под потерей кормильца понимается его смерть или безвест­ное отсутствие. Члены семьи умершего считаются состоявшими на его ижди­вении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и ос­новным источником средств к существованию.
Члены семьи умершего считаются состоявшими на его ижди­вении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и ос­новным источником средств к существованию.

Продолжительность иждивенства, как правило, значения не имеет.

Иждивенство детей предполагается и не требует доказа­тельств.

Пенсия по случаю потери кормильца — это ежемесячная вып­лата, назначаемая за счет средств ПФР нетрудоспособным иж­дивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичного возмещения помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств существова­ния.

НПА: Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред.

от 19.12.2016, с изм. от 05.12.2017) «О страховых пенсиях» Законом предусмотрено назначение страховых пенсий гражданам, которые уплачивали страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, и находящимся на иждивении членам их семей. Если погибший являлся работающим гражданином, то можно оформить страховую пенсию по потере кормильца. В данном случае нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца являются: -ребенок до достижения им 18 лет.

ЗАДАЧИ ПО ПРЕДМЕТУ «ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ» 1. Решите ситуационную задачу. Гражданка Прокофьева, являющаяся одинокой матерью в отношении новорожденного сына, решила выйти на работу.

Бабушка мальчика решила взять уход за ребенком на себя, но предоставить ей отпуск по уходу за внуком до исполнения ему 1,5 лет с выплатой пособия в организации, где она работает, отказались, заявив, что такой отпуск может взять только мать. Вопросы:Правомерен ли отказ? Какой нормативно-правовой акт регламентирует выплату пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет? Назовите источник финансирования ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Если бабушка имеет право на оформление отпуска по уходу за ребенком, то какие документы ей необходимо предоставить?

Ответ: НПА: · Федеральный закон от 19.05.1995 г.

№81-ФЗ

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

; · Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 01.05.2017)

«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

· Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации № 1012н от 23.12.2009 г.

«Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»

· Трудовой кодекс Пособия — денежные выплаты, производимые гражданам ежемесячно, единовременно, либо периодически с целью возмещения утраченного им заработка, либо с целью оказания материальной поддержки.

Отказ не правомерен. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют:матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком.

Источник:Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы бабушки. За бабушкой, ухаживающей за внуком, сохраняется рабочее место. Также в данном случае предусмотрено сохранение всех соцплатежей и внесение времени ухода за ребенком не только в трудовой стаж, но и в стаж трудовой деятельности по специальности.

В согласии с частью 2 ст. 256 Трудового кодекса бабушка может находиться в отпуске либо полностью, либо периодически.

· Документы: · Заявление · документ, удостоверяющий личность · документ, подтверждающий совместное проживание на территории Российской Федерации ребенка с одним из родителей либо лицом, его заменяющим, осуществляющим уход за ним, и родство, выданный организацией, уполномоченной на его выдачу (ф-9) · свидетельство о рождении ребенка, за которым осуществляется уход, и его копия; · справку из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) матери ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. · справку с места работы матери ребенка о том, что она не использует указанный отпуск и не получает пособия · сберегательную книжку (оригинал и копия её титульного листа) или реквизиты банковской карты Сбербанка России на имя заявителя.

2. Решите ситуационную задачу.

Гражданка Игнатьева, 1953г.р., была доставлена в больницу с ишемическим инсультом.

Она прошла курс медикаментозного лечения в стационаре. В последствии оформила инвалидность 2 группы. Ей необходимо прохождение реабилитации в санатории кардиологического профиля.

Вопросы:Имеет ли право гр. Игнатьева на бесплатное санаторно-курортное лечение?

Если имеет, то куда следует обратиться?

На основании каких нормативно-правовых документов предоставляется бесплатное санаторно-курортное лечение гражданам РФ?

Какие категории граждан имеют на право на бесплатное санаторно-курортное лечение? Ответ: Гр.Игнатьева имеет право на получение бесплатной путевки в санаторий, в связи с тем, что она является инвалидом, при условии, что она не воспользовалась правом отказа от получения набора соцуслуг.

Ей необходимо обратиться к своему лечащему врачу по месту жительства. На основании проведённого обследования врачебная комиссия даст заключение о наличии показаний. При наличии показаний будет выдана справка для получения путёвки по форме № 070/у-04 (срок её действия 12 месяцев).

Дальше с этим документом и ИПР следует обратиться в территориальный орган ФСС и написать заявление. НПА:ФЗ № 178 «О государственной социальной п­омощи».

Категории граждан: 1) инвалиды войны; 2) участники Великой Отечественной войны; 3) ветераны боевых действий 4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; 5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; 6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; 7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; 8) инвалиды; 9) дети-инвалиды. 3. Решите ситуационную задачу. Павлова Тамара, 9 лет, проживает вместе с матерью.

На почве алкогольного опьянения матери в семье произошел конфликт.

Мать несовершеннолетней нанесла ей побои. В результате конфликта Тамара вынуждена была уйти из дома и ночевать у подруги.

Инспектору Отделения по делам несовершеннолетних она рассказала, что не хочет проживать с матерью, так как опасается повторного причинения ей телесных повреждений. Вопросы: Какими нормативно-правовыми документами регулируется социальная защита детства в России? Как и чем можно помочь несовершеннолетней?

Ответ: НПА: В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией Российской Федерации.1 : дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни. : На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим. : Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

: схема и процесс работы устройства. 

Тема: Социальная пенсия

60 лет; дети в случае потери кормильца; дети-инвалиды в возрасте до 16 лет. Сейчас в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение: пенсию получают все граждане, достигшие соответствующего преклонного возраста либо признанные инвалидами, независимо от каких-либо обстоятельств, в частности имущественного положения.

Социальные пенсии предоставляются с учетом прожиточного минимума и обеспечивают материальные условия жизни при наступлении инвалидности, достижении установленного возраста, потере кормильца и в других социально значимых случаях.

Пенсионеров, которым установлены социальные пенсии, насчитывается в нашей стране почти 1,4 млн. человек. В Республике Крым социальную пенсию получает более 30,5 тыс.

человек. Это составляет 5,31% общего количества пенсионеров в РК. Среди них преобладают дети-инвалиды и инвалиды с детства — 49,6%.

Принимая во внимание вышеизложенное, представляется возможным рассматривать социальную пенсию как реализацию важнейших отраслевых принципов права социального обеспечения.

Согласно принципу всеобщности пенсионного обеспечения, любое физическое лицо, проживающее в нашем государстве, включая иностранцев и лиц без гражданства, имеет право на пенсию при наличии соответствующих оснований и условий.

Иными словами, в нашем государстве правом на пенсию обладает любой и каждый, кто достиг определенного возраста, стал инвалидом, потерял кормильца или служил государственным интересам. Однако всеобщее право на пенсию не означает и не должно приводить к абсолютному равенству всех в деле пенсионного обеспечения, поскольку вклад каждого в свое пенсионное будущее различен.

Однако всеобщее право на пенсию не означает и не должно приводить к абсолютному равенству всех в деле пенсионного обеспечения, поскольку вклад каждого в свое пенсионное будущее различен. Не могут и не должны быть уравнены в пенсионном обеспечении граждане, ставшие инвалидами при защите Родины, и лица, которые стали инвалидами, например, при совершении преступления.

Гражданин, работавший во вредных условиях производства, не может получать одинаковую пенсию с тем, кто вообще не принимал участия в общественно полезной деятельности. Учитывая данное обстоятельство, законодатель дополняет и корректирует принцип всеобщности проявлением отраслевого принципа адресности, который Д.В.

Агашев именует принципом дифференциации оснований, условий и уровня пенсионного обеспечения. Представляется, что для характеристики социальных пенсий не менее важное значение имеет такой принцип пенсионного права как принцип связи права на пенсию и ее размеров с трудом в той или иной форме его организации (трудо-правовой, административной, гражданско-правовой). От этой идеи государство не отходило никогда и продолжает следовать ей в настоящее время.

С помощью этого принципа: а) осуществляется стимулирование трудоспособных граждан и занятых общественно полезной деятельностью; б) проводится в жизнь избирательная политика государства, основанная на том, что более достойное обеспечение предоставляется тем, кто отдал больше государству. Представляется справедливым утверждение Л. С. Тарасовой, что дифференциация в правовом регулировании пенсионного обеспечения граждан, если она направлена на выравнивание стартовых возможностей граждан в приобретении пенсионных прав, не нарушает принципа социальной справедливости.

Она допускается в целях защиты прав граждан, особо нуждающихся в социальной защите государства. Принцип всеобщности пенсионного обеспечения закреплен в Конституции Российской Федерации, статья 7 которой провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Статья 39 Конституции Российской Федерации конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

При этом определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Следует иметь в виду, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.

При этом законы и иные правовые акты не должны ей противоречить (статья 15 Конституции Российской Федерации). Соответственно, принятие специальных пенсионных законов, соответствующих Конституции Российской Федерации, служит необходимой государственной гарантией реализации права на пенсионное обеспечение.

К основным законодательным актам, регулирующим в настоящее время вопросы назначения и выплаты пенсий, относятся: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г.

N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; Федеральный закон от 28 декабря 2013 г.

N 424-ФЗ «О накопительной пенсии»; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

N 4468-1

«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

.

В отечественном праве реализация принципа всеобщности пенсионного обеспечения заключается в равной и одинаковой для каждого возможности при наступлении установленных в законодательстве юридических фактов, являющихся одновременно и социально значимыми обстоятельствами, получить те или иные пенсионные выплаты независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других дискриминационных факторов. Принцип всеобщности проявляется в предоставлении иностранным гражданам и апатридам, постоянно проживающим в нашей стране, права на пенсионное обеспечение наравне с гражданами России при соблюдении ими условий, предусмотренных законодательством (статья 3 Закона N 166-ФЗ и статья 4 Закона N 400-ФЗ).

К проявлениям названного принципа также можно отнести закрепленную в действующем законодательстве возможность выплаты пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) лицам, выезжающим на постоянное жительство за границу. Примером развития принципа всеобщности в российском пенсионном законодательстве служит вопрос о пенсионном обеспечении осужденных.

Статья 124 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 1 января 2002 г., устанавливала, что за время лишения пенсионера свободы по приговору суда выплата назначенной пенсии приостанавливается.

Однако в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 г.

N 11-П по делу о проверке конституционности статьи 124 названного Закона в связи с жалобами граждан Г.Г. Ардерихина, Н.Г. Попкова, Г.А. Бобырева, Н.В. Коцюбки положение указанной статьи в той части, в какой оно устанавливает приостановление выплаты трудовых пенсий за время лишения пенсионера свободы по приговору суда, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации и утратило силу с 16 октября 1995 года.

В отношении иных видов пенсий статья 124 Закона N 340-1 фактически утратила силу с 1 июля 1997 г., то есть с момента вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ. Статья 98 данного Кодекса устанавливает, что осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Действующее пенсионное законодательство ограничений по выплате пенсий осужденным не содержит.

Рекомендуем прочесть:  Пенсия по старости в японии

С 1 января 2010 г. социальные пенсии стали подразделяться на подвиды: социальная пенсия по старости, социальная пенсия по инвалидности и социальная пенсия по случаю потери кормильца.

Социальная пенсия по старости может устанавливаться по достижении соответствующего престарелого возраста (гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 лет у мужчин и 50 лет у женщин, другим гражданам по достижении возраста 65 лет у мужчин и 60 лет у женщин). Социальные пенсии по инвалидности могут назначаться детям-инвалидам в возрасте до 18 лет или при установлении инвалидности I, II или III группы (в период с 1 января 2004 г. до 1 января 2010 г. — III, II или I степени ограничения способности к трудовой деятельности).

Социальные пенсии по случаю потери кормильца могут быть установлены детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери. Необходимо отметить, что условия назначения социальных пенсий отдельным категориям граждан, как правило, поставлены в более жесткие рамки, чем условия назначения трудовых пенсий, а также других видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

В частности, право на назначение социальных пенсий имеется только у лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации. Круг лиц, имеющих право на социальную пенсию по случаю потери кормильца, не совпадает с кругом лиц, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца. Так, социальную пенсию по случаю потери кормильца могут получить только дети, тогда как при назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца или пенсии по случаю потери кормильца семьям погибших (умерших) военнослужащих, семьям граждан, пострадавших в связи с радиационными или техногенными катастрофами, семьям космонавтов круг таких членов семьи гораздо шире.

Социальные пенсии по старости назначаются в более позднем возрасте, чем страховые пенсии по старости.

В качестве исключения здесь можно рассматривать социальные пенсии по старости гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые могут назначаться даже на 10 лет раньше, чем обычные страховые пенсии по старости, однако это связано с особенностями их среды обитания, образа жизни и хозяйствования, да и размеры таких социальных пенсий невелики.

В качестве исключения здесь можно рассматривать социальные пенсии по старости гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые могут назначаться даже на 10 лет раньше, чем обычные страховые пенсии по старости, однако это связано с особенностями их среды обитания, образа жизни и хозяйствования, да и размеры таких социальных пенсий невелики. Вопросы пенсионного обеспечения отражены во многих международных договорах. Приведем лишь некоторые и наиболее значимые из них.

Статья 22 Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) гласит:

«Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства»

. Кроме того, ст. 25 данного документа закрепляет право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Таким образом,социальная пенсия это ежемесячная денежная выплата, финансируемая государством за счет средств федерального бюджета, предоставляемая нетрудоспособным гражданам, перечень которых определен на уровне закона и являющаяся основным или одним из основных источников средств существования пенсионера. 1.2. Субъекты и объекты правоотношений в вопросах назначения социальной пенсии и особенности ее начисления До законодательного введения института социальных пенсий в систему пенсионного обеспечения нетрудоспособные граждане, не имеющие права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, получали ежемесячное пособие.

Условиями назначения указанного пособия являлись отсутствие иных источников средств к существованию и отсутствие родственников, обязанных по закону содержать нетрудоспособных членов семьи. При этом части нетрудоспособных лиц, не имеющих право на получение любого из видов пенсии, пособие не назначалось, так как они не отвечали установленным требованиям. В результате наиболее незащищенные слои населения оставались без какой-либо государственной материальной поддержки.

Право на социальную пенсию имеют граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации.

При этом следует отметить, что данное право распространяется как на граждан РФ, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ на основании выданного в установленном порядке вида на жительство. В том случае, если гражданин Российской Федерации выезжает на постоянное место жительства на территорию другого государства, он теряет право на получение социальной пенсии и выплата указанной пенсии ему прекращается.

Нетрудоспособным может считаться гражданин, который или достиг преклонного возраста, или имеет инвалидность, или потерял кормильца.

Социальные пенсии устанавливаются нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию. Как правило, при отсутствии других источников получения средств к существованию социальные пенсии являются для таких лиц важнейшей государственной гарантией материального обеспечения.

В отдельных случаях социальная пенсия может быть назначена по выбору гражданина, который отвечает предусмотренным в Законе условиям ее получения и одновременно с этим отвечает условиям получения другого вида пенсии.

Кроме того, социальная пенсия может быть назначена одновременно с пенсией по случаю потери кормильца.

Например, инвалид с рождения, который получает социальную пенсию, установленную для детей-инвалидов, в случае смерти отца, который являлся пострадавшим в результате радиационной катастрофы в Чернобыле и был единственным кормильцем в семье, дополнительно приобретает право на пенсию по случаю потери кормильца. Право на получение социальной пенсии предусмотрено для следующих нетрудоспособных граждан: — инвалидов I, II и III группы, в том числе инвалидов с детства и детей-инвалидов. Лица, относящиеся к данной категории, имеют право на получение социальной пенсии по инвалидности; — детей в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающихся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявших одного или обоих родителей, и детей умершей одинокой матери.

Указанным лицам назначается пенсия по случаю потери кормильца. — граждан из числа малочисленных народов Севера, достигших возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), и граждан, достигших возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Указанным лицам назначается социальная пенсия по старости.
Указанным лицам назначается социальная пенсия по старости.

В Законе нет указания на то, что список категорий лиц, имеющих право на социальную пенсию, подлежит расширительному толкованию, однако Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ

«О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»

содержит норму о праве на получение социальной пенсии ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних (ст.

19 данного Закона). Представляется, что поскольку данная норма не отменена, то она может применяться и данным несовершеннолетним в возрасте до 18 лет должна быть назначена социальная пенсия как инвалидам детства. Наличие у несовершеннолетнего ВИЧ-инфекции устанавливается в ходе проведения медицинского освидетельствования и обследования, что должно быть подтверждено соответствующими медицинскими документами, выданными только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Гражданам из числа малочисленных народов Севера, как следует из текста Закона, социальная пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, то есть при достижении возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин.

Следует обратить внимание, что назначение социальной пенсии указанным лицам связано не только с их национальной принадлежностью, но и с местом проживания в определенных районах Севера, то есть в тяжелых природных и климатических условиях.

В соответствии со ст. 1 Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ

«О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»

под коренными малочисленными народами Российской Федерации понимаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Следовательно, если представитель коренных малочисленных народов Севера проживает, к примеру, в средней полосе России, то право на получение социальной пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста у него отсутствует. Отнесение определенной местности к районам Севера производится в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г.

и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г.

N 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г.

«О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера»

. Указанный Перечень применяется в редакции, действующей на день обращения лица за установлением социальной пенсии.

Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р утвержден Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в который включены 40 национальностей.

К числу малочисленных народов Севера относятся ненцы, ханты, манси, эвенки, коряки, алюторцы, кереки, чукчи, эвены (ламуты), долганы, ительмены, кеты, алеуты, нанайцы, нганасаны, негидальцы, нивхи, ульта (ороки), орочи, саамы, селькуны, тофалары, удэгейцы, ульчи, чуванцы, энцы, эскимосы, юкагиры, тувинцы-тоджинцы, шорцы, телеуты и кумандинцы. Как уже говорилось ранее, при наличии у пенсионера права на получение двух видов пенсионного обеспечения ему устанавливается одна пенсия по его выбору. Однако для некоторых категорий сделано исключение, в том числе и относительно назначения социальных пенсий.

Так, родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы, могут быть установлены пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия, предусмотренная настоящим законом для нетрудоспособных граждан, за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца. Также вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак, могут быть установлены пенсия по случаю потери кормильца, и социальная пенсия, за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца.

Нетрудоспособным членам семьи граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, а также граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, могут быть установлены пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия, за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца. Членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе и социальная, за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца. Назначение социальных пенсий в соответствии с Законом нередко является предметом судебных споров.

Исчисление размера социальной пенсии для нетрудоспособных граждан, проживающих в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, производится с учетом установленных Правительством РФ в данных районах и местностях районных коэффициентов. Если при смене места жительства гражданин переезжает в район или местность, где установлен иной районный коэффициент либо районный коэффициент не установлен, то перерасчет размера социальной пенсии производится, соответственно, с учетом иного районного коэффициента либо выплачивается без учета районных коэффициентов.

Согласно ст. 25 ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ

«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

социальные пенсии в соответствии с Законом индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициенты индексации социальных пенсий определяются Правительством Российской Федерации.

С 1 апреля 2015 г. была произведена индексации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 N 247 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2015 г. социальных пенсий», которым был утвержден коэффициент индексации в размере 1,103.

До 2010 года, когда базовая часть трудовой пенсии являлась отдельной частью пенсии, она индексировалась вместе с социальной пенсией.

С 1 января 2010 года, когда базовая часть трудовой пенсии перешла в ее страховую часть в форме фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, социальная пенсия индексируется отдельно и по иным правилам, которые установлены в комментируемой статье.

Ранее, до внесения изменений Федеральным законом от 28 марта 2011 г.

N 43-ФЗ

«О внесении изменений в статью 25 Федерального закона «

О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», вступившим в силу с 30 марта 2011 г., индексация социальных пенсий производилась ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста цен на товары и услуги за прошедший год. В случае если за данный период темпы роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации превышали темпы роста цен на товары и услуги, то с 1 июля производилась дополнительная индексация указанных социальных пенсий на разницу между годовым индексом роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации и годовым индексом роста цен на товары и услуги. Глава 2. Особенности назначения и выплаты социальной пенсии в Российской Федерации: проблемы и способы их решения 2.1.

Необходимые документы для назначения социальной пенсии По общему правилу назначение пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина, поданному в том числе в форме электронного документа. Порядок подачи заявления в форме электронного документа регламентирован, в частности Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2011 г. N 553

«О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов»

.

Данным нормативно-правовым документом установлено, что заявления и иные документы, необходимые для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, представляемые в форме электронных документов, в том числе заявления о назначении пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения, перерасчете ее размера и перевода с одного вида пенсии на другой, оформляются в соответствии с требованиями к форматам заявлений и иных документов, установленными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; подписываются в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» и статей 21.1 и 21.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г.

N 210-ФЗ

«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

; представляются в органы и организации, предоставляющие государственные и (или) муниципальные услуги, с использованием электронных носителей и (или) информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет, лично или через законного представителя при посещении органа или организации, посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (без использования электронных носителей) либо иным способом, позволяющим передать в электронном виде заявления и иные документы. Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает: 1) доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг; 2) доступность для копирования и заполнения в электронной форме запроса и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги; 3) возможность подачи заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги; 4) возможность получения заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги; 5) возможность получения заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий результатов предоставления государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, когда такое получение запрещено федеральным законом; 6) возможность оплаты заявителем с использованием электронных средств платежа предоставления государственных и муниципальных услуг, и уплаты иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, представление информации об уплате которых допускается с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, если иное не предусмотрено федеральными законами; 7) реализацию иных функций, которые вправе определить Правительство РФ.

Под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Для создания электронной подписи используется уникальная последовательность символов — ключ электронной подписи. Для подтверждения дополнительных обстоятельств прилагаются документы: подтверждающие принадлежность к малочисленным народам Севера (паспорт, свидетельство о рождении.

При отсутствии в указанных документах требуемых сведений представляется справка, выданная общинами малочисленных народов Севера, органами местного самоуправления); о смерти кормильца (свидетельство о смерти); о смерти другого родителя (свидетельство о смерти); подтверждающие, что умершая являлась одинокой матерью. В качестве таких документов принимаются свидетельство о рождении ее ребенка, в котором отсутствует запись об отце ребенка, или справка органов записи актов гражданского состояния о том, что в свидетельство о рождении ребенка сведения об отце ребенка внесены по указанию матери); подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем.

В качестве таких документов принимаются свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, копия записи акта гражданского состояния, справки жилищных органов или органов местного самоуправления, справки территориальных органов Федеральной миграционной службы и иные документы, содержащие требуемые сведения, а в необходимых случаях — решение суда об установлении данного факта; документы об установлении инвалидности (выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемая федеральным учреждением медико-социальной экспертизы); В отдельных случаях прилагаются следующие документы: удостоверяющие личность и полномочия законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя). В качестве таких документов принимаются удостоверение, выданное органом опеки и попечительства, а при его отсутствии — решение органа опеки и попечительства, свидетельство об усыновлении, паспорт и иные документы, удостоверяющие личность и должность руководителя учреждения; о причинно-следственной связи инвалидности или смерти кормильца с совершением гражданином умышленного уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью (заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы); об умышленном уголовно наказуемом деянии или умышленном нанесении ущерба своему здоровью (заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы); удостоверяющие, что лицо, на которое назначается пенсия, обучается по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования (справка об обучении); подтверждающие место пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации. В качестве документа, подтверждающего место жительства гражданина, обратившегося за пенсией, предъявляется паспорт (свидетельство о регистрации по месту жительства на территории РФ, выданное российскими органами регистрационного учета).

В качестве документа, подтверждающего место пребывания гражданина Российской Федерации, обратившегося за пенсией, принимается свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории РФ, выданное российскими органами регистрационного учета. Документом, подтверждающим место фактического проживания гражданина Российской Федерации на территории РФ, является его личное заявление.

2.2. Реализация положений законодательства о социальной пенсии на практике: проблемы и возможные пути их решения Становление России как правового и социально ориентированного государства, связано с усилением внимания к реализации прав субъектов правоотношений и свобод личности. В соответствии с Конституций РФ человек его права и свободы являются высшей ценностью государства. Политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Одним из основных направлений социальной политики, Конституция России (ст. 7) определяет развитие системы социальных служб, а также обеспечение реализации прав граждан посредством установления достойных государственных пенсий. С учетом положений ст. 25 Всеобщей декларации прав и свобод человека и ст.

11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, уровень пенсионного обеспечения граждан выступает важной составляющей экономического и социального положения страны. Анализ современного реформирования законодательства свидетельствует об усилении внимания к социальной защищенности российских граждан, к надлежащему обеспечению их прав и свобод. В настоящее время в России насчитывается около 30,5 млн.

пожилых людей. Из них за чертой бедности живет около 80%. Индексация пенсий все же отстает от темпов инфляции.

Общий кризис экономического развития страны привел к необходимости совершенствования пенсионного обеспечения. Пенсионная реформа 2015 года вводит новые правила расчета пенсий. И если реформы в целом заставляют волноваться большую часть населения, то пенсионная реформа, которая затрагивает практически всех россиян, не «оставит» равнодушным никого.

Итак, что же нас ждет и чего стоит бояться? 1 января 2015 года в России начался новый этап, четвертой по счету за последние 25 лет, пенсионной реформы — вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсий в системе обязательного пенсионного страхования. С 1 января 2015 года вступили в силу основные законы Пенсионной реформы 2015 и, в частности, два базовых федеральных закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Изменения пенсионной системы в рамках данного этапа пенсионной реформы коснутся практически всех: — и тех, кто уже вышел или выходит на пенсию в ближайшие годы, и — будущих пенсионеров, кто только начинает свой трудовой путь. С 2015 года устанавливается так называемый порог входа в систему, который предполагается сделать равным 30 баллам. Данное количество пенсионных баллов нужно будет накопить за время трудовой деятельности для получения права на пенсию.

Закон «О страховых пенсиях» предполагает некоторый переходный период, когда количество баллов для входа в систему будет постепенно повышаться до 30 балов. В 2015 году, когда закон вступил в силу, это порог составил 6,6 балла, к 2021-му — 10 баллов, а к 2025 году будет установлен в 30 баллов. Предполагается, что работающим пенсионерам баллы (ПК) будут начисляться только в тот период, когда они откажутся от пенсионных выплат.

Начисленные баллы, умноженные на стимулирующий коэффициент (1,4) увеличат размер выплат в дальнейшем. Так государство намеренно стимулировать более поздний выход на пенсию.

Женщины, пенсионный возраст которых наступит позже 1 января 2015 года, получили льготы. В период ухода за первыми четырьмя детьми им будут начисляться повышенные баллы: за первого ребёнка — 1,8, второго — 3,6, третьего и четвёртого — 5,4. Шесть лет будут учтены при назначении пенсии по старости, напомним, что до 2015 года только три года включалось в пенсионный стаж.

Работникам сельскохозяйственных предприятий со стажем более 30 лет и проживающим в сельской местности уже в 2016 г. предусмотрена прибавка к пенсии. Дополнительные баллы получат граждане, отслужившие в армии, в органах внутренних дел, и приравненных к ним.

Принципиально изменились права на пенсию, порядок её начисления и исчисление трудового стажа. С 2015 года значительно выросли требования по минимальному стажу для назначения пенсии, что составило 15 лет (до 2015 года к пенсионному возрасту достаточно было иметь стаж 5 лет). Увеличение требований по стажу будет проводить постепенно.

Так, в 2015 году необходим стаж 6 лет, в 2016 году — 7 лет и так далее.

К 2024 году пройдёт постепенное увеличение до 15 лет.

Страховая и накопительная — это 2 вида пенсий согласно новым законам, государство берёт на себя ответственность только за первую.

При недостатке стажа и ПК оформить пенсию гражданин сможет на 5 лет позже установленного законом срока. Вводится система гарантирования пенсионных накоплений.

Гарантии сохранности средств пенсионных накоплений определяются Федеральным законом 2013 года

«О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»

.

Согласно закону, в РФ создается 2-уровневая система гарантирования прав лиц, которые были застрахованы. То есть эта система включает в себя: — резерв обязательного пенсионного обеспечения; — общенациональный гарантийный фонд. Гарантийный фонд должен будет объединить в себе всех участников системы обязательного пенсионного обеспечения.

Фонд будет формироваться из нескольких источников:взносов Пенсионного фонда РФ и негосударственных пенсионных фондов. Контролировать все взносы будет Агентство по страхованию вкладов, на которое также возложены вопросы выплаты гарантийного возмещения.

Гарантируется и капитализированный доход от инвестирования пенсионных накоплений (при условии если он будет и при смене НПФ не чаще одного раза в пять лет). С 2015 года ужесточаются требования к негосударственным пенсионным фондам и управляющим компаниям, участвующим в пенсионном страховании. К осуществлению деятельности по обязательному пенсионному страхованию будут допущены только НПФ и УК — участники системы гарантирования прав.

Для участия в системе гарантирования прав негосударственные пенсионные фонды должны соответствовать требованиям, установленным Банком России и быть реорганизованными в организационно-правовую форму акционерного общества. Негосударственный пенсионный фонд ставится на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц (в Агентстве по страхованию вкладов) после подачи в Банк России заявления об участии в системе гарантирования прав и проведения Банком России проверки установленным требованиям.

С 2015 года отменена обязательность накопительной компоненты пенсии. Гражданину, застрахованному в системе обязательного пенсионного страхования, предоставляется право выбора: — продолжать формировать накопительную часть пенсию или — передать все накопленные средства, которые ранее направлялись на формирование накопительной части трудовой пенсии, на формирование страховой пенсии.

Федеральным законом

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения»

установлено: — для «молчунов» — граждан, чьи пенсионные накопления находятся в Пенсионном фонде РФ, — которые ни разу не воспользовались правом выбора способа формирования накопительной части трудовой пенсии и не сделают такой выбор до конца 2015 года, тариф отчислений в Пенсионный фонд РФ составит — 0%. Таким образом, эта категория граждан, по сути, отказывается от финансирования накопительной части пенсии и все шесть процентов отчислений будут направлены на страховую трудовую пенсию.

Граждане 1967 года рождения и моложе, которые: до конца 2015 года определились (определятся) с формированием накопительной трудовой пенсии и перевели (переведут) свои пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд или частную управляющую компанию, либо выбрали (выберут) один из возможных инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (расширенный или портфель государственных ценных бумаг) сохранят прежний порядок формирования накопительной части пенсии (с 1 января 2015 года -накопительной пенсии), а тариф отчислений в Пенсионный фонд РФ на накопительную пенсию для них останется прежним — 6%. Это означает, что до конца 2015 года, граждане, у которых накопительная часть трудовой пенсии (теперь накопительная пенсия) формировалась не в НПФ или управляющей компании, а в Пенсионном фонде РФ, должны определиться и выбрать вариант своего пенсионного обеспечения: — сохранить и накопительную пенсию и страховую пенсию или — полностью перейти только на страховую пенсию, а от накопительной пенсии отказаться.

Для граждан только начинающих трудовую деятельность и впервые вступающих в систему обязательного пенсионного страхования: С 2014 года, на выбор варианта пенсионного обеспечения отводится пять лет.

До тех пор, пока не будет сделан выбор, тариф в накопительную часть (на накопительную пенсию) будет составлять ноль процентов. Аналитики расходятся во мнении, стоит ли иметь накопительную часть пенсии.

С одной стороны, фонды, распоряжающиеся 6% отчислений граждан малодоходны. С другой накопительная часть может быть унаследована. В дополнение к страховой и накопительной пенсиям можно формировать дополнительную негосударственную пенсию — в рамках корпоративных пенсионных программ компании или — индивидуальных пенсионных программ в НПФ.

Пенсионная система в России в настоящее время формируется по страховому принципу, ориентирована на низкооплачиваемых и среднеоплачиваемых работников, и при довольно высоких тарифах страховых взносов пенсии находятся на низком уровне. Она не стимулирует сокращение рабочих мест с вредными условиями производства и не создает условия для легализации заработных плат.

В ходе реализации последней пенсионной реформы, по мнению специалистов, возникли следующие проблемы: из-за недостаточной информации большая часть населения не знает о способах распоряжения накопительной частью своей пенсии; отсутствие информации о деятельности частных и государственных управляющих компаний и Пенсионного фонда РФ приводит к сложности выбора населением управляющей компании для наиболее эффективного инвестирования пенсий, что приводит к недоверию населения; многие управляющие компании не могут приносить гражданам стабильный доход от инвестирования пенсионных накоплений.

Поэтому имеется недоверие к частным управляющим компаниям из-за высоких рисков банкротства и отсутствия надежных гарантий, особенно в условиях кризиса. Стало также очевидно, что наша пенсионная система не адаптирована к кризисным условиям в экономике, а механизм осуществления крупномасштабной инвестиционной деятельности с целью увеличения накопительного пенсионного капитала отсутствует. Структура управления накопительной частью пенсии не направлена на достижение долгосрочных задач по оптимизации пенсионного обеспечения.

В этой связи проблемой является повышение эффективности инвестиций пенсионных вложений, которые должны носить безрисковый характер.

Во многих странах пенсионный капитал инвестируют в основном в государственные ценные бумаги, а в России эти вложения являются не достаточно надежными. Управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды осуществляют в основном краткосрочные спекулятивные операции на фондовом рынке.

В нашей стране до сих пор отсутствуют проработанные альтернативные механизмы инвестирования, а стратегия инвестиционных вложений в РФ не эффективна, так как государство не принимает участие в управлении пенсионными накоплениями.

По нашему мнению, для увеличения эффективности инвестирования пенсионных накоплений необходимо повысить информированность населения в области пенсионного законодательства, а также о самых доходных и стабильных управляющих компаниях. Заключение Таким образом, поставленная в начале работы цель и задачи были достигнуты.

В заключение необходимо сделать следующие выводы: 1. Социальная пенсия это ежемесячная денежная выплата, финансируемая государством за счет средств федерального бюджета, предоставляемая нетрудоспособным гражданам, перечень которых определен на уровне закона и являющаяся основным или одним из основных источников средств существования пенсионера.

Социальные пенсии являются одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, которые устанавливаются нетрудоспособным гражданам. 2. Социальная пенсия является самостоятельным видом пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

В свою очередь, социальная пенсия делится на несколько видов, среди которых: — социальная пенсия по инвалидности, которая назначается инвалидам I, II и III групп, в том числе инвалидам с детства, а также детям-инвалидам; — социальная пенсия по случаю потери кормильца, получателями которой могут быть дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери; — социальная пенсия по старости, которая назначается гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), и гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Большая часть инвалидов и иных нетрудоспособных граждан получают социальную пенсию по инвалидности.

3. Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, на основании заявления гражданина.

4. Порядок индексации пенсий имеет свои особенности в зависимости от категории получателей пенсии: так, пенсии федеральных государственных гражданских служащих отличаются от индексации пенсий военнослужащих. Индексация пенсии это изменение размера пенсии, которое на практике всегда происходит в большую сторону.

Размер пенсии может зависеть от разных обстоятельств: от размера денежного содержания (вознаграждения), от возраста и физического состояния пенсионера, от общей социальной обстановки в стране, уровня инфляции. С учетом своих возможностей государство пытается улучшить жизнь пенсионеров путем индексации и перерасчета пенсий.

Цель индексации состоит в поддержании покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Список использованных источников Нормативно-правовые акты

  • Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М.: Юстицинформ, 2009.
  • Постановление Правительства РФ от 07.07.2011 N 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 29. ст. 4479
  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.
  • Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. М.: Волтерс Клувер, 2015.
  • Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2016.
  • Постановление Конституционного Суда РФ от 16.10.1995 N 11-П «По делу о проверке конституционности статьи 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР» в связи с жалобами граждан Г.Г. Ардерихина, Н.Г. Попкова, Г.А. Бобырева, Н.В. Коцюбки» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 43. ст. 411
  • Белянинова Ю.В. «Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2016.
  • Федеральный закон от 28.12.2013 N 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» // Собрание законодательства РФ. 2013. N 52 (часть I). ст. 6987
  • Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. N 51. ст. 4831.
  • Захаров М.Л. Основные принципы определения уровня трудовой (страховой) пенсии: реальность и перспективы // Журнал российского права. 2009. N 7.
  • Гутарина О.В. Правовая сущность страховых взносов на обязательное социальное страхование // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2013. N 4.
  • Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 14. ст. 1212
  • Шашкова О.В., Хлистун Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2016.
  • Пенсия в Крыму и Севастополе. [Электронный ресурс] / Пенсионный фонд РФ / Режим доступа: #»justify»>Политика доходов и качества жизни населения // под ред. Н.А. Горелова. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2002.
  • Тарасенкова А.Н. Льготные категории граждан: социальная помощь. — М.: Библиотечка «Российской газеты», 2014.
  • Право социального обеспечения: учебник для академического бакалавриата / под ред. В.Ш. Шайхатдинова. — М.: Юрайт, 2015.
  • Тарасова Л.С. Проблемы реализации принципа социальной справедливости в современном пенсионном обеспечении: Автореф. дисс… к. ю. н. М., 2003.
  • Постановление Правительства РФ от 06.09.2014 N 905 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2014 г.» // Собрание законодательства РФ. 2014. N 37. ст. 4962
  • Право социального обеспечения России: учебник / отв. ред. К.Н. Гусов. М.: Проспект, 2016.
  • Аракчеев В. С., Агашев Д. В., Гречук Л. А. Право социального обеспечения России: учеб. Пособие. Томск: Изд-во НТЛ, 2015. Ч. 1.
  • Миронова Т.К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты: дис. д.ю.н.- М., 2007.
  • Галаганов В.П. Правовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию (проблемы теории и практики) дис. д.ю.н. М., 2009
  • Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. N 67. 1995.
  • Право социального обеспечения: учебник / отв. ред. А.С. Кротик. — Рязань: Издательство «Концепция», 2015.
  • Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2017. Т. 2.
  • Бусловская Н.И., Вороханова Ю.М. Современные изменения системы пенсионного обеспечения в России // Апробация. 2015. №5.
  • Роик В.Д. Основы социального страхования. М.: Анкил, 2005.
  • Вавулин Д.А., Федотов В.Н. Комментарий к Федеральному закону «О накопительной пенсии» (постатейный). М.: Деловой двор, 2014.
  • Постановление Правительства РФ от 10.03.2016 N 178 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2015 г.» // Собрание законодательства РФ. 2016. N 12. ст. 1659
  • Мачульская Е.Е. Социальный риск как объективная основа социального обеспечения // Вестник Московского университета. 1999. № 1.
  • Слобцов И.А., Шашкова (Кузнецова) О.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2010.
  • Определение Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 N 1350-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Халидовой Умханат Койгереевны на нарушение ее конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Документ опубликован не был Научная и учебная литература
  • Гордиенко М.М. К вопросу о месте страхования в системе права России // Актуальные проблемы российского права.

    2012. № 2.

  • Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. N 50 (часть 4). ст. 6950.

  • Шевнина Л.Е. Кризис в социально-экономической системе в Российской Федерации как необходимость изменения накопительной части пенсии // Социальное и пенсионное право.

    2013. N 3. Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям — возможно заказать помощь в разработке по представленной теме — Социальная пенсия . либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться.

    Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по и оформите . Copyright © «Росдиплом» Сопровождение и консультации студентов по вопросам обучения.

  • Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ.

    2013. N 52 (часть I). ст. 6965

  • Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 43. ст. 4904.
  • Сивакова И.В. Новеллы пенсионной реформы: альтернативные варианты досрочного пенсионного обеспечения по старости // Социальное и пенсионное право.

    2015. N 1.

  • Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 18. ст. 2208.
  • Соловьев А.

    К. Пенсионная реформа: иллюзия и реальность. — М.: Проспект, 2014.

  • Ковалевский С.М. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве (правовые вопросы): Дис.

    . канд. юрид. наук. СПб., 2003.

  • Чирков С.А. Институт социальных пенсий в свете принципа всеобщности пенсионного обеспечения // СПС КонсультантПлюс.

    2015.

  • Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях (постатейный) / В.Г. Белоглазова, В.Г. Белякин, С.Ф.

    Вельмяйкин и др.; отв. ред. Ю.В.

    Воронин. М.: Норма, Инфра-М, 2015.

  • Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-Р // СЗ РФ. 2006. N 17.

    Ч. 2. Ст. 1905. Материалы судебной практики

  • Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г.

    «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера»

    // СПС «Консультант Плюс».

Похожие работы на — Право социального обеспечения

  1. Скачать документ Информация о работе
  2. Скачать документ Информация о работе
  3. Скачать документ Информация о работе
  4. Скачать документ Информация о работе
  5. Скачать документ Информация о работе
  6. Скачать документ Информация о работе
  7. Скачать документ Информация о работе

Не нашел материал для своей работы?

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+