Оглавление:
Государственная служба. понятия и теоретический аспект
УДК 34 Черенкова Ирина ЕвгеньевнаМосковская финансово-юридическая академияАннотацияСтатья раскрывает понятия и теоретический аспект государственной службы.Ключевые слова: Рубрика: Библиографическая ссылка на статью: Черенкова И.Е. Государственная служба. Понятия и теоретический аспект // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 12 [Электронный ресурс].
URL: http://human.snauka.ru/2018/12/25361 (дата обращения: 28.03.2019). Теоретическое понятие государственной службы комплексное правовое явление, которое отражает не только организационный статус, но и субъекта государственной службы – государственного служащего, в том числе в понятие входят элементы содержания: наименование должностного лица, функции, полномочия, гарантии, права и обязанности, ответственность.
Государственная служба представляется и как комплексный правовой институт административного права, который охватывает профессиональную сферу деятельности государственных органов власти.
Вместе с тем, само понятие государственного служащего, по мнению Н.М. Конина
«включает в себя практическое и профессиональное участие граждан России в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения полномочий (прав и обязанностей) на государственной должности, в конкретном государственном органе, в соответствии с федеральными законами»
. А.М. Волков приводит следующее определение:
«государственный служащий – это лицо, связанное с аппаратом (органом) управления отношениями службы, то есть лицо, предоставляющее за вознаграждение (жалованье) свои личные профессиональные или технические услуги для осуществления управленческим аппаратом возложенных на него функций»
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2004 г.
№ 58-ФЗ (далее – ФЗ № 58 «О системе государственной службы в РФ») приводит определение понятия государственной службы в России, которая заключается «в профессиональной деятельности граждан РФ в исполнении их полномочий на службе России, федеральных органов власти и иных федеральных госорганов, органов государственной власти субъектов Федерации, а так же лиц замещающих аналогичные должности, установленные в Конституции РФ, в федеральных законах в целях непосредственного исполнения полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих должности, определенные конституциями, уставами, законами субъектов России для исполнения полномочий».
Как следует из приведенного определения, законодатель выделяет достаточно широкий круг субъектов, относящихся к органам власти различных уровней (федеральной и субъектов РФ) всей системы государственного аппарата власти в России. Госслужащие России, являясь гражданами РФ, как и иные субъекты права, имеют права, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами, между тем, с момента замещения должностей государственной службы они автоматически становятся субъектами государственно-служебных правоотношений. Правовой статус госслужащих заключается в содержании их прав, обязанностей и ответственности, именно поэтому для этой категории служащих установлены специальные ограничения и запреты, о чем говорится в ст.ст.
16, 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ».
Возникновение, реализация и прекращение правоотношений связанных с государственной службой следует рассмотреть в контексте с некоторыми условиями. А именно, госслужащий не может быть принят на государственную службу и не может находиться на гражданской службе в случае: недееспособности или ограниченной дееспособности принятые решением суда, вступившим в законную силу; осуждения, по приговору суда, вступившего в законную силу, в случае наличия судимости; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с доступом к такой информации или сведениям; заболевания, подтвержденного заключением мед. учреждения; родства с гражданским служащим, связанных с подчинением одного из них; выхода из гражданства РФ и гражданство иного государства; представления заведомо подложных документов или ложных сведений при поступлении на гражданскую службу; непредставления установленных или подача лживых сведений о доходах, об имуществе и обязательствах материального характера (долгов, кредитов).
С учетом избранной темы исследования для статьи, связанной с контролем за исследуемой категорией лиц, необходимо акцентировать внимание на те запреты, которые связаны с прохождением государственной службы.
А именно, госслужащим запрещается: параллельно с прохождением службы заниматься коммерческой деятельностью; продолжать исполнение обязанностей государственной службы в случае избрания или назначения на государственную должность или в органе местного самоуправления (например, избрания депутатом), либо в органе профсоюза как в первичной, так и созданной в ином госоргане, так как это может препятствовать эффективности его служебной деятельности.
Госслужащим запрещается приобретать акции, от которых может быть получен доход; запрещено быть представителем или поверенным в чьих-либо делах; брать при исполнении должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (дорогостоящие сувениры, премии и награды), получать почетные и специальные звания от иных лиц, за исключением научных. Запрещено госслужащим ездить в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы России за счет ресурсов физических и юридических лиц, использовать средства технического оснащения в личных целях. Запрещено госслужащим разглашать информацию, связанную с трудовыми обязанностями и отнесенную к служебной и государственной тайне, вступать в трудовые споры, и связанными с ними забастовки, собрания, митинги, запрещено участие в партиях, религиозных учреждениях, вступление в иные организации и учреждения, не связанные со служебной деятельностью и использовать свое служебное положение в иных интересах, не отвечающих служебным обязанностям.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы о том, что законом установлены названные запреты препятствующие, по мнению законодателя, эффективности работе госслужащего, для полнейшей самоотдачи, требующейся при прохождении службы, так как эти лица обязаны полностью посвятить себя службе государству, обществу, России. В теоретической и научно-практической литературе и науке административного права среди способов организации контроля за законностью деятельности госслужащих выделяются, во-первых, те, которые являются внутри- аппаратными, например, контроль начальника за действиями госслужащего (отчеты), во-вторых, требующие структурного закрепления, к ним относятся вся система правоохранительных и правообеспечивающих органов: следствие, суды, прокуратура.
Ежегодной обязанностью госслужащих является представление в установленном законе порядке сведений о доходах, о себе и членах своей семьи в декларации, настоящие положения предусматриваются ст.
15 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ».
Основными отличительными признаками, характеризующими государственную службу являются: — деятельность на публичной профессиональной основе; — правовой основой является соответствующий федеральный закон или закон субъекта РФ; — именование ее служебной (построенной на основе иерархического подчинения); — в содержание входят: функции, полномочия соответствующие должности (регламенту) замещаемой госслужащим; права и обязанности, ограничения и ответственность. Статус федерального госслужащего и государственного гражданского служащего субъекта Федерации, неодинаковы и их следует отличать, хотя и включают общие ограничения, обязательства, правила поведения, права, обязанности и ответственность, они регулируются соответствующим федеральным законом о виде государственной службы или законодательством субъекта РФ. Например, Государственная Дума РФ выполняет законодательную функцию в пределах, установленных Конституцией РФ.
Министерства и ведомства осуществляют исполнительную и организационно-распорядительную деятельность. Судебная власть, согласно ст.
118 Конституции РФ, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В зависимости от срока службы выделяются госслужащие, назначаемые на должности госслужбы на определенный и неопределенный срок, и на срок обучения в образовательном учреждении профобразования и на определенный срок госслужбы (по контракту). Должности государственной гражданской службы подразделяются на четыре категории: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. При этом они относятся к разным группам и для их занятия установлены различные квалификационные требования.
Изложенные исследования свидетельствуют о том, что в системе государственной и муниципальной службы избираются различные по содержанию и объему организационно-правовые средства, применяются различные способы профилактики коррупции, и все они в целом имеют комплексный подход на основе программ, и отражают общий активный потенциал антикоррупционной политики проводимой на региональном уровне в системе государственного управления.
Количество просмотров публикации: Please wait
Место работы
Средний возраст госслужащих превышает 40 лет, многие из них уже на пенсии.
Мне ни разу не резали премию, с легкостью давали отпуск, всегда разрешали отойти на пару часов, если есть какие-то личные дела, и за два года я задержалась на работе всего раз пять. Такое отношение держало меня даже сильнее, чем зарплата.
Я боялась, что в другом месте такого не будет.Через полтора года работы мне предложили должность повыше в другом отделе, зарплата выросла на 5 тысяч. Когда меня приглашали на новую должность, у меня был более оптимистичный взгляд на госслужбу, я собиралась оставаться на ней как минимум до декрета — еще 5—7 лет, а потом уже искать занятие по душе.
Но моя новая работа оказалась еще скучнее старой.
Глядя на своего молодого человека, который занимается любимым делом, я все чаще стала задумываться о том, что зря трачу время и что пора что-то менять.
Куда пойти учиться на эту профессию?
Для того чтобы ваша квалификация соответствовала требованиям работы в госслужбе, необходимо иметь диплом об окончании академии государственной службы или другого высшего учебного заведения. Основной программой подготовки госслужащих является 38.03.04 Государственное и муниципальное управление.
Эту программу можно пройти в следующих вузах: Но этим направлением госслужба не ограничивается. Существует также военная госслужба, которая предусматривает разнообразные программы подготовки. Рассмотрим программы подготовки в , филиалы которой находят во многих регионах страны.
На следующие военные специальности принимают исключительно юношей:
- 10.05.07 Противодействие техническим разведкам
- 10.05.06 Криптография
- 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
- 45.05.01 Перевод и переводоведение
- 10.05.01 Компьютерная безопасность
- 10.05.03 Информационная безопасность автоматизированных систем
- 10.05.04 Информационно-аналитические системы безопасности
Военная госслужба может быть и доступна девушкам реализуется в .
В число специальностей, которые подходят девушкам, входят:
- 40.03.01 Юриспруденция
- 40.05.02 Правоохранительная деятельность
Госслужба не всегда проста и устроиться в органы власти бывает сложно, но помимо очевидных преимуществ государственной службы, на вас будет лежать ответственность за будущее страны в целом.
В идеале, задача чиновника – стараться делать всё для людей: безопасность, социальная защита и помощь государства. Поделиться
Кто отвечает за качество жизни людей
Органы государственного и муниципальное управления – это государственные организации, которые решают административные вопросы и работают над повышением качества жизни населения. Они решают задачи безопасности жителей, соблюдения гражданских прав и свобод, благоустройства городов и областей, улучшения образования и здравоохранения.
Государственный аппарат имеют сложную иерархию, к нему относятся: • Правительство страны • Министерства • Городские администрации • Префектуры • Федеральные службы • И другие государственные организации федерального и регионального уровня Специалист в области государственного и муниципального управления (чиновник) – сотрудник органов управления, который ✔ решает теоретические и практические вопросы работы организации ✔ разрабатывает методы повышения эффективности в административной работе ✔ налаживает связи с коммерческими организациями для социальных проектов ✔ распределяет выделенные бюджетные средства на социальные нужды ✔ занимается научно-исследовательской деятельностью в области кадровой политики, социологии, политологии
Особенности госслужбы Если вы хотите работать в государственном и муниципальном управлении, то следует понимать, что это государственная служба, то есть, служение гражданам своей страны. Идти в госуправленцы стоит только с твердыми моральными принципами и желанием изменить социально-экономическую жизнь в стране к лучшему. В отличие от коммерческих компаний, где основная цель – это прибыль компании, а эффективность работы измеряется финансовыми показателями, в государственном и муниципальном управлении результат работы труднее оценить.
Во-первых, он редко выражается материально. Во-вторых, не всегда виден сразу: государственные программы могут длиться несколько десятков лет, например, реформа , программы реновации жилья или выплаты материнского капитала.
В-третьих, управленческие решения, законопроекты и госпрограммы могут оцениваться неоднозначно разными группами населения, быть непопулярными среди граждан, но при этом необходимыми.
Должностные обязанности специалиста в области госуправления ✎ Написание нормативных актов, приказов и проектов ✎ Общение и помощь гражданам ✎ Работа со СМИ ✎ Деловые переговоры ✎ Аналитическая деятельность, подсчет статистики, прогнозирование ✎ Написание документов, отчетов, докладных ✎ Выступление на собраниях Если государственная структура имеет много подразделений, то эти функции распределены между разными сотрудниками: есть , исследователи, и т.д. Какие универсальные компетенции нужны специалисту в области госуправления ✔ Инициативность ✔ Ответственность ✔ Коммуникабельность ✔ Грамотная устная и письменная речь ✔ ✔ Умение работать в команде ✔ Лидерские качества ✔ Уверенность в себе и умение владеть собой ✔ Дружелюбие ✔ ✔ Организованность ✔ ✔ Умение принимать решения и стратегически планировать ✔ Критическое мышление ✔ Аналитический склад ума Средняя заработная плата Привлекательная сторона госслужбы – это стабильный доход, который состоит из собственно зарплаты, надбавок, ежеквартальных и ежегодных премий.
Разброс зарплат очень велик и зависит от занимаемой должности и места работы: 25 000 – 300 000 в месяц

Где учиться Для работы в сфере госуправления требуются знания разных научных дисциплин — социологии, экономики, юриспруденции и других. Подготовку кадров ведут на соответствующих гуманитарных факультетах или факультетах государственного и муниципального управления:
- ✔ Факультет государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова ✔ Факультет управления Института экономики, управления и права РГГУ ✔ Факультет гуманитарных и социальных наук РУДН ✔ Институт государственного управления и права ГУУ ✔ Факультет государственного управления и финансового контроля Финансового университета при Правительстве РФ ✔ Институт государственной службы и управления РАНХиГС ✔ Международный институт управления МГИМО МИД РФ ✔ Кафедра государственного и муниципального управления РЭУ им. Г. В. Плеханова ✔ Факультет социальных наук НИУ ВШЭ ✔ «Управление социально-культурным развитием мегаполиса» МГУУ Правительства Москвы ✔ Факультет государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного университета ✔ Факультет государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики ✔ Факультет государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге ✔ Факультет государственного и муниципального управления Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова ✔ Факультет государственного и муниципального управления Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова
Где работать • Правительство Москвы • Администрация президента • Федеральная налоговая служба • Префектуры городских округов • Росреестр • Министерство образования И во многих других государственных организациях и госкорпорациях. Востребованность Специальность «Государственное и муниципальное управление» нельзя отнести к перспективным.
В будущем государственный управленческий аппарат, скорее всего, сократится.
Благодаря информационным технологиям рутинной работы по приему и оформлению документов, которой занимается часть госслужащих, можно будет избежать.
Общественные приемные будут полностью перенесены в интернет. Некоторые футурологи предсказывают, что формы управления государствами кардинально изменятся или госуправление может исчезнуть вообще: сегодня некоторые крупные компании успешно экспериментируют с работой без начальников, что вполне может найти применение и на государственном уровне.
Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
Стр 7 из 10 Государственная служба — явление многогранное, ее можно и следует рассматривать с разных сторон.
Именно профессиональная деятельность как, черта государственной службы, была официально закреплена в Российской Федерации законодательно еще в 1995 г. в первом федеральном законе о государственной службе. Государственная служба — это не просто работа или деятельность.
Это профессиональная служебная деятельность, принципиально отличающаяся от всех других видов практической и духовной деятельности человека.
Опыт показывает, что государственная служба носит профессиональный характер по целям и качеству выполняемых действий, по эффективности исполнения своих функций. В то же время она носит политико-административный характер по результатам своей деятельности и правовой характер по своей сути.
В современном законодательстве России, в частности Федеральном законе № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г.
«О системе государственной службы Российской Федерации»
(ст.
1, п. 1), государственная служба определяется как
«профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: 1) Российской Федерации; 2) федеральных органов государственной власти; 3) лиц, замещающих должности Российской Федерации; 4) субъектов Российской Федерации; 5) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 6) лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации»
.
Не умоляя роли и значения государственной службы как системы, как института, как публично-правового отношения, законодатель акцентирует внимание на профессионально-деятельностной стороне этого явления.
Поэтому все аспекты регулирования государственной службы, связанные с ее профессионально-служебным характером, в рамках данной темы особенно актуальны.
До 1995 г. понятие «государственная служба» использовалось, как правило, в широком смысле — как любая профессиональная умственная и организаторская деятельность человека (работника) в любой государственной организации — в органе государственной власти, в государственном учреждении, на государственном предприятии1. В узком смысле государственная служба рассматривалась как аппаратная деятельность в органах государственной власти. Именно такой подход был взят за основу нашими законодателями в 1995 г., когда разрабатывались и законодательно закреплялись правовые и организационные основы новой государственной службы России, когда формировалась новая модель отечественной государственной службы.
Анализ поставленной проблемы показывает, что опорными терминами официальной (легальной) формулировки государственной службы являются: «деятельность», «профессиональная служебная деятельность», «деятельность по обеспечению исполнения полномочий».
Но ключевым словом все-таки является «деятельность». Под деятельностьюсоциология управления понимает способ существования и развития социальной действительности, проявление общественно-трудовой активности.
Деятельность обладает такими чертами, как: сознательность, целеполагание, результативность, продуктивность, контрпродуктивность, общественный характер. Деятельность человека классифицируется по очень многим параметрам.
Так, она может быть практической и духовной. В зависимости от объекта она бывает политической, административной, социальной, экономической и т.д. По отношению к системам ценностей она может быть моральной и аморальной, законной и противоправной.
По своему внутреннему характеру деятельность человека, социальной группы классифицируется на государственную, частную, кооперативную, смешанную и т.д. При внимательном рассмотрении в данной типологии мы находим черты такого важнейшего вида профессиональной деятельности, как государственная служба.
В структуре любой деятельности социологи выделяют: цель, средства, процесс, результаты деятельности, По содержанию цели государственный службымогут быть социальными, экономическими, политическими, организационными, правовыми, идеологическими и др. Социальные цели государственной службы, как уже отмечалось, обусловлены социальным характером государства и предназначением государственной службы как социального института. В связи с этим органы государственной власти ставят перед государственной службой цели, направленные на реализацию обязательств государства по обеспечению безопасности и определенного уровня жизни граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, а также конституционных требований о государственной поддержке образования, здравоохранения, социального обеспечения, обеспечения занятости, охраны труда, помощи социальным группам с низкими доходами.
Социальные цели государственной службы заключаются в выполнении конституционных требований о государственной поддержке социальной сферы, реализации обязательств государства перед населением по обеспечению достойного уровня жизни, обеспечению правопорядка и благосостояния общества. По данным социологического исследования, проведенного в 2002 г., государственные служащие России весьма невысоко оценивают ориентированность государственной службы на решение этих задач. О достаточной ее ориентированности на обеспечение правопорядка, например, заявили лишь 16,7% опрошенных служащих, на образовательные услуги — 9,8%, услуги в области здравоохранения — 7,0%, коммунальные услуги — 8,3%, поддержку социально незащищенного населения — 3,1%, защиту материнства и детства — 2,9%, воспитание подрастающего поколения — 1,6%.
От 30 до 60% респондентов считают, что государственная служба ориентирована на решение этих социальных задач частично, а 19—65% характеризуют ее как совсем не ориентированную на эти проблемы. Политические цели государственной службы направлены на решение общегосударственных задач управления, практическое исполнение полномочий и функций государства, укрепление правового социального государства, организационно-административное обеспечение органов государственной власти, создание условий для связи государственного аппарата с гражданским обществом и политической элитой.
Организационные цели — это организационно-техническое обеспечение органов государственной власти, профессионализация государственного аппарата, совершенствование норм, правил, стандартов регулирования качественного и количественного состава государственных служащих, их продвижения по службе, приведение структуры государственного аппарата в соответствие с задачами государства и государственной службы. Правовые цели отражают намечаемые результаты по реализации государственными служащими законодательства страны.
Это прежде всего правоприменение, обеспечение соблюдения законности в обществе, а также разработка специального законодательства о государственной службе, создающего правовые основы функционирования государственного аппарата, повышения правового статуса государственных служащих. Что касается средств деятельностигосударственных служащих, то в этом качестве используются прежде всего административные (технологии управления), а также материальные (ЭВМ, множительная техника, информация) и интеллектуально-духовные средства (идеи, традиции, правила). Существуют значительные трудности с определением и оценкой результатов деятельности органов государственной власти и государственных служащих.
Вопрос заключается в критериях оценки результативности труда чиновников и государственного аппарата в целом. Результаты нельзя оценивать по количеству принятых управленческих решений, разработанных проектов и аналитических записок, телефонных звонков, принятых посетителей, рассмотренных жалоб и т.д. Результат деятельности государственных служащих — это качество принимаемых и реализуемых управленческих решений, успехи в реализации социально-экономической и другой политики государства, высокий уровень жизни народа и авторитет страны на международной арене.
Что же такое «профессиональная» деятельность применительно к государственной службе? Чтобы определиться с этим понятием, следует обратиться к интерпретации терминов «профессионализм», «профессионал» и посмотреть, как они соотносятся с государственной службой.
Никто не будет оспаривать тот факт, что государственная служба — это профессия, требующая специальных знаний, умений и навыков, опыта работы.
Следовательно, государственный служащий должен и обязан быть профессионалом. Профессионал(от лат. professio — должность) — это работник высшего класса; специалист своего дела; человек, занимающийся чем-нибудь профессионально (в отличие от любителя).
Профессионал не существует вне своей профессии, реальной практики. Весьма важный вопрос, имеющий в социологии и практике администрирования большое теоретическое и практическое значение: каковы признаки профессионализма?
Впервые с научной точки зрения их выделил английский специалист в области менеджмента Миллерсон в 1964 году: 1) занятость на основе применения навыков, базирующихся на теоретическом знании; 2)специальное образование; 3)особая компетентность, гарантированная сданными экзаменами; 4)наличие определенного кодекса поведения; 5)членство в профессиональном союзе; 6)высокий социальный статус; 7)высокий уровень заработанной платы. Итак, профессионализм— это реализованная способность работника (профессионала), направленная на максимально полное соответствие требованиям производственной среды и работодателя (администрации). Профессионализм представляет собой свойство, характерное только для профессионала, — это состояние его деловой активности.
Опыт показывает, что основными чертами профессионализма и профессионала являются: • успешное выполнение своих должностных обязанностей; • профессия (работа) для такого работника становится формой его собственной жизни; • цели, нормы, условия социальной профессиональной среды выступают главными регуляторами трудового, служебного и повседневного поведения человека; • выработка корпоративного личностного типа («управленец», «педагог», «военная косточка») и своего стиля деятельности («стиль М. Сперанского», «школа С. Королева»).
Профессионализм сегодня — это наиболее ценный товар на рынке труда.
Конечно же, государственные служащие должны быть настоящими профессионалами своего дела, а их служебная деятельность должна отличаться высоким уровнем профессионализма и компетенции.
Это требование не только закона, но и жизни, это внутренний моральный императив каждого государственного служащего. В соответствии с этим профессионализм государственных служащих означает высший уровень психофизических, психических и личностных изменений, происходящих в процессе длительного выполнения чиновником своих служебных обязанностей, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных управленческих задач.
Изучение проблемы показывает, что становление личности госслужащего-профессионала происходит по трем направлениям: 1)изменяется вся система деятельности человека и на этой основе формируется его профессиональное мастерство; 2)трансформируется его личность, что проявляется в формировании у служащего соответствующих элементов профессионального сознания (появляется профессиональное мировоззрение); 3)изменяются соответствующие установки управляющего субъекта (госслужащего) к объекту деятельности, что проявляется в повышении уровня информированности об объекте, степени осознания своей ответственности за результаты административного управления. Для государственных служащих профессионализм играет особо важную роль. Среди первостепенных организационных ценностей государственной службы профессиональную компетентность на первое место поставили и респонденты из числа государственных служащих (85% ответов), и эксперты (95,1%)’.
Государственная служба как профессиональная служебная деятельность принципиально отличается от других видов профессиональной деятельности, существующих в госбюджетной сфере или в негосударственном секторе. Отличительными признаками государственной службы как профессиональной деятельности являются следующие. 1. Главное, что отличает государственную службу, это то, что она выполняет прежде всего управленческую функцию, решает задачи государственного управления, являясь его механизмом.
При этом она обеспечивает решение как общегосударственных политических за дач, так и частных задач государственного управления. Управленческая функция является основной и в профессиональной деятельности чиновника.
Следовательно, управленческая деятельность представляет собой совокупность мер, выполняемых органами государственного управления, а также организационных форм и методов работы государственных служащих и их субъективных качеств, определяющих стиль управления.
2. Государственный служащий является не просто наемным работником, а лицом, представляющим государство, выступающим от его имени и защищающим его интересы, а через него общества.
Чиновник — это человек не корпоративный, не ведомственный, а государственный, хотя у него могут быть корпоративные, групповые интересы.
3. Государственная служба и государственные служащие обладают особым правовым статусом, подлежащим строгому государственно-правовому регулированию.
Теперь трудовое законодательство применяется на государственной службе опосредованно. Федеральные законы о государственной службе, служебный контракт и должностной регламент регулируют государственно-служебные отношения.
4. На государственной службе существуют довольно серьезные правоограничения и запреты, ущемляющие в определенной мере права и свободы государственных служащих как граждан. Так, у них практически отсутствует правовое равенство между представителем нанимателя и государственным служащим (назначение на должность осуществляется как односторонний акт работодателя); существует запрет на публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов и их руководителей; отсутствует право на забастовку; законодаельно прямо не запрещено, но фактически невозможно заниматься партийной деятельностью1. В качестве компенсации государственным служащим и членам их семей по закону положены и предоставляются особые основные и дополнительные государственные гарантии — по медицинскому, санаторно-курортному обеспечению, по государственным пенсиям и т.д.
Таких гарантий нет у других работников. 5. Государственная служба строго субординирована и ранжирована. Государственная власть и ее служащие находятся в строго субординационных отношениях.
Вследствие этого чиновники находятся на должностях, ранжированных на группы и категории должностей.
Им присваиваются определенные классные чины гражданской службы, воинские и специальные звания, дипломатические ранги.
Военная и правоохранительная службы имеют для своих служащих специальные знаки отличия, форму одежды. Подобного, как правило, нет в сфере профессиональной деятельности лиц, находящихся не на государственной службе. Итак, государственная служба серьезно отличается от других видов профессиональной деятельности по ряду важнейших параметров.
Анализ содержания профессиональной управленческой деятельности государственных служащих дает основание для ее классификации.
Официально государственная служба РФ, будучи профессиональной служебной деятельностью, подразделяется на виды.
Под видом деятельностимы понимаем выполнение общих функций независимо от специфики общегосударственных органов. Вид деятельности указывает на то общие, что имеется в деятельности государственных служащих ряда государственных органов, объединенных по какому-либо существенному признаку.
Один из таких признаков — государственное управление определенной сферой общественной жизни и определенными социальными процессами. Этот критерий типологии управления является основным содержанием государственной гражданской службы Российской Федерации. Со времен петровской «Табели о рангах» 1722 г.
в России было принято деление государственных должностей на три вида деятельности — воинские, статские и придворные должности. Действующее законодательство РФ в чем-то сходно с дореволюционным и выделяет следующие виды государственной службы: гражданская, военная и правоохранительная.
Определение государственной гражданской, военной и правоохранительной службы дано в Федеральном законе № 79-ФЗ от 27 2004 г.
«О государственной гражданской службе Российской Федерации»
(ст.
5—7). Основные критерии разделения государственной службы на виды — это замещаемые должности и функции того или иного вида государственной службы.
Государственные должности государственной гражданской службы подразделяются на категории. Соответственно подразделяется и профессиональная служебная деятельность чиновников: • руководящая деятельность («руководитель») — деятельность, связанная с непосредственным управлением каким-либо государственным органом или процессом (административным, производственным и т.д.); • вспомогательная деятельность («помощники-советники»), предназначенная для содействия лицам, замещающим должности руководителей, в реализации их полномочий и связанная с оказанием руководителям, главным образом, интеллектуальной поддержки; • деятельность организационно-административного характера(«специалисты»), в ходе которой осуществляется профессиональное обеспечение выполнения государственными органами установленных задач и функций, проявляются организаторские и административные способности, реализуются полномочия руководителей, оперативно решаются вопросы, поставленные высшими звеньями управления, достигаются конечные результаты; • обеспечивающая деятельность («обеспечивающие специалисты»), связанная с организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим, хозяйственным и иным обеспечением деятельности государственных органов, с решением вопросов социально-бытового характера, как для самих государственных служащих, так и по отношению к населению, обществу.
Данная типология управленческой деятельности соответствует классификации должностей государственной службы, закрепленной в Федеральном законе
«О государственной гражданской службе Российской Федерации»
(ст. 9). Каждый из видов профессиональной государственной службы можно условно подразделить на отрасли, определяемые специализацией содержания служебной деятельности, полномочиями конкретных государственных органов. Например, в рамках гражданской службы можно выделить: • управление экономическими процессами (Министерство экономического развития и торговли); • управление финансово-бюджетной сферой (Министерство финансов); • управление военной сферой (Министерство обороны); • управление внешнеполитической деятельностью (Министерство иностранных дел); • управление социальной сферой (Министерство здравоохранения и социального развития); • управление образованием и процессами в сфере культуры (Министерство образования и науки) и т.д.
Правовые и организационные основы, а также принципы организации и построения государственной службы по ее видам регулируются специальными видовыми федеральными законами. В частности, правовые, Организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы установлены Федеральным законом N° 79-ФЗ от 27 июля 2004 г.
«О государственной гражданской службе Российской Федерации»
.
Круг лиц, профессиональная деятельность которых считается государственной службой, составляют лица, замещающие государственные должности государственной службы. По Федеральному закону
«О государственной гражданской службе Российской Федерации»
к государственным служащим относятся лица, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители», «помощники-советники», «специалисты» и «обеспечивающие специалисты».
Действующим законодательством определено, что государственные служащие непосредственно не «исполняют», а «обеспечивают исполнение» полномочий государства, государственных органов и должностных лиц РФ.
Исполняют эти полномочия политики (бывшая категория «А»). Под обеспечением исполнения полномочий государственных органов мы понимаем прежде всего профессиональное обеспечение — прогностическое, аналитическое, интеллектуальное, организационное, распорядительное, кадровое, информационное, координационное, контрольное, материальное.
Хозяйственное и техническое обеспечение — это, как правило, не государственная служба, поскольку работники этого профиля, находясь в штате государственного органа на хозяйственной должности (водители, повара и т.д.) не занимают должность государственной службы, занесенную в реестр. Но в персонал государственного органа они входят. Слово «обеспечивать» по «Словарю русского языка» С.И.
Ожегова означают
«сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым»
, гарантировать, делать возможным, создавать условия, снабжать». В существующей практике государственной службы у нас иногда не совсем верно понимают эту норму, рассматривая «обеспечение» как «обслуживание» тех, кто занимает высшие должностные посты.
Это неправильно — государственный служащий служит не руководителю государственного органа и не самому этому органу, а российской Конституции, государству и через него — обществу. Государственный чиновник не обслуживает своего начальника, а профессионально обеспечивает выполнение функций и полномочий государства и государственного органа, выражая волю народа. Таким образом, государственная служба как профессиональная служебная деятельность представляет собой особую сферу деятельности служащих, определяемую разделением труда в области государственного управления, обособлением определенной социальной группы и наполненную управленческим содержанием.
Главной функцией государственных гражданских служащих как профессионалов является управленческая. Исходя из природы государственной службы как профессиональной деятельности, на первый план выступает задача эффективного управления персоналом этой службы в целях повышения уровня его профессионализма. 7Рекомендуемые страницы:
Чиновник — кто это?

Чиновниками назывались люди, выполняющие государственные поручения до Октябрьской революции 1917 года.
После нее должность была упразднена. Сейчас всех, кто занимает посты в различных ведомствах, официально именуют государственными служащими.
К ним относятся не только работники мэрий, муниципалитетов или налоговых органов, но и судьи, прокуроры, полицейские и даже военные. Сейчас чиновник — это тот, кто работает в государственном аппарате.
Эта специальность многогранна, поэтому не имеет точного перечня обязанностей.
Каждый чиновник претворяет в жизнь распоряжения вышестоящего начальства. Именно чиновники реализуют планы правительства страны и Президента.
Они распоряжаются бюджетом, следят за расходованием средств, сбором налогов, участвуют в планировании мероприятий. Обязанности чиновника во многом зависят от того, какую должность он занимает и в каком органе власти трудится.
Одни чиновники руководят государственными закупками, другие курируют сферу ЖКХ, третьи занимаются статистикой и планированием. Гораздо ярче представлены иерархия и ступени государственной службы.
Принято выделять:
- помощников (советников) руководителей;
- остальные кадры, отвечающие за прочую рутинную работу.
- специалистов и начальников отделов;
- руководителей ведомств и их заместителей;
Оплачиваемая работа госслужащего: в чем заключается?
Суть государственной службы заключается в улучшении благосостояния страны и ее граждан.
Госслужащие, наверное, никогда не останутся без работы, ведь перечень профессий велик. Список колеблется в зависимости от места работы: департаментов, отделов, государственных органов.