Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Основания задержания лица сотрудником полиции

Основания задержания лица сотрудником полиции

Кого имеют право задержать сотрудники полиции?

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, 2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок,3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;4) лиц, находящихся в розыске, 5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях,6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления,7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, 8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, 9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, 10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, 11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, 12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, 13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче иностранному государству

  1. имейте ввиду, что в случае, если на задержание нет специального решения суда, вас имеют право задержать не более, чем на 48 часов

ВНИМАНИЕ! Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения передвижения.

  1. в первую очередь при задержании сотрудник полиции должен:

= представиться: назвать должность, фамилию, предъявить служебное удостоверение= сообщить цель и причину задержания= разъяснить следующие права: право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения

  1. находящиеся при задержанном вещи и документы, а также транспортные средства могут быть также досмотрены
  2. задержанный имеет право в кратчайшие сроки (не позднее 3х часов с момента задержания) позвонить по телефону близким родственникам или иному лицу для сообщения о задержании и сообщения своего места нахождения (о задержании несовершеннолетнего сотрудник полиции должен уведомить родителей в кратчайшие сроки)

ВНИМАНИЕ! Задержанные по пунктам 2,3,4, 7,8,12 (указанные выше) не имеют право на телефонный звонок.

  1. задержанному должны оказать первую помощь в случае необходимости
  2. сотрудник полиции должен составить протокол задержания:

в нем указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом.

В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись.

Копия протокола вручается задержанному лицу.

  1. задержанный человек содержится в специальном помещении под охраной в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровья

ВНИМАНИЕ!

Личный досмотр производится сотрудником полиции того же пола, что и задержанный.

  1. вещи задержанного изымаются и хранятся у сотрудников полиции до окончания срока задержания, затем возвращаются

В следующих статьях я расскажу о том, как должны содержаться задержанные и какие вещи они имеют право иметь при себе.По вопросам:

Законодательная основа

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим действия сотрудников, является Федеральный закон № 3-ФЗ от 07.02.2011.

Согласно ст. 13 данного закона полицейский, для реализации своих должностных полномочий, вправе удерживать и доставлять гражданина в отделение.Задержанием считается ограничение фактической возможности свободного перемещения гражданина.

При этом полиция получает возможность доставления задержанного орган дознания или следствия.В п. 2 ст. 14 закона № 3-ФЗ перечислены основания задержания человека. К ним относятся:

  1. наличие выраженных психических расстройств.
  2. составление протокола об административном правонарушении;
  3. нахождение человека в розыске;
  4. совершение гражданином правонарушения;
  5. попытка суицида;
  6. установление личности;
  7. уклонение от исполнения вмененной судом меры наказания;

Полицейский правомочен задержать гражданина даже если у него не имеется точных доказательств, а есть только подозрение на то, что человек что-либо нарушил.

Основания задержания лица сотрудником полиции

2 Действующим уголовно-процессуальным законодательством и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены основания к задержанию (ст.91-92 УПК РФ, ст.27.3 КоАП РФ) и доставлению граждан в органы внутренних дел.

Перечень оснований, перечисленных в законе, исчерпывающий и не подлежит расширительному толкованию. В соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ доставление и административное задержание (далее по тексту — задержание) являются одними из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Это значит, что их применение возможно лишь с определенной целью – обеспечение производства по делу об административном правонарушении таким образом, чтобы это производство осуществилось в возможно короткий срок, было полным, объективным и в соответствии с законом.

Эти меры применяются только в связи с административным правонарушением, и только специально уполномоченными на это лицами. В ст.27.2 КоАП РФ, посвященной доставлению, дается определение понятию «доставление», чем является принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Отсюда следует, что целью доставления является составление протокола, и только в том случае, когда такой протокол не может быть составлен на месте. Поэтому следует знать, что в случае совершения гражданином административного правонарушения и отсутствия у него документов, удостоверяющих его личность, сотрудники милиции вправе доставить его в отделение милиции, чтобы, установив личность, стало возможно составить протокол.
Поэтому следует знать, что в случае совершения гражданином административного правонарушения и отсутствия у него документов, удостоверяющих его личность, сотрудники милиции вправе доставить его в отделение милиции, чтобы, установив личность, стало возможно составить протокол. В отношении задержания нужно отметить следующее.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 ФЗ «О полиции», с момента задержания гражданин имеет право на юридическую помощь, о чем ему должен сообщить сотрудник полиции.

Задержанный вправе пользоваться услугами адвоката и переводчика с момента задержания, а также уведомить родственников посредством телефонного звонка не позднее трех часов с момента задержания (ч. ч. 3, 5 и 7 ст.14 Закона о полиции). Следует знать, что при задержании каждый имеет право требовать от сотрудников милиции, чтобы они сообщили о месте его нахождения в кратчайший срок родственникам, администрации по месту работы (учебы), а также защитнику.

Это закреплено в ч. 3 ст. 27.3 КоАП РФ. Для несовершеннолетних задержанных предусматривается обязательное сообщение о факте задержания законным представителям, среди которых закон называет родителей, усыновителей, попечителей.

В случае совершения гражданином преступления, он может быть задержан в порядке требований ст.91 УПК РФ при наличии одного из оснований: 1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; 3) когда на лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Кроме того, по подозрению в совершении преступления лицо может быть задержано и в том случае, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность. О задержании подозреваемого дознаватель или следователь не позднее 12 часов с момента задержания уведомляет кого-либо из близких родственников.

БИЛЕТ №40 1. Полномочия прокурора, по осуществлению надзора за законностью действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание. Эти полномочия устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами (ст.

30 Закона о прокуратуре). Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в процессе дознания и предварительного следствия носят властно-распорядительный характер. В отличие от дознания и предварительного следствия как деятельности процессуальной ОРД является непроцессуальной. В этой связи и полномочия прокурора в этой сфере отличны по своему характеру.
В этой связи и полномочия прокурора в этой сфере отличны по своему характеру. Прокурор не вправе участвовать в проведении ОРМ, а тем более, лично проводить какие- то из этих мероприятий.

В процессуальной же сфере прокурор наделен правом участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а в необходимых случаях лично проводить отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу.

При осуществлении надзора в сфере ОРД прокурор может использовать не только полномочия, определенные в п. 3 ч. 1 ст. 7 и ст. 21 Федерального закона от 12 августа 1995 г.

№ 144 ФЗ «Об ОРД», но и полномочия, предусмотренные законом о прокуратуре и другими законами. Прокурор вправе требовать у руководителей органов, осуществляющих ОРД, документы, послужившие основанием для заведения дел оперативного учета, а также проведения ОРМ и их учета.

Реализация властно-распорядительных полномочий при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия направлена на то, чтобы не были нарушены права и законные интересы участников уголовного процесса и других граждан, ни одно преступление не оставалось не раскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало ответственности. Для проверки исполнения требований закона органами дознания и предварительного следствия прокурор вправе требовать от этих органов уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания и предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступление.

Прокурор наделен важнейшим полномочием — правом отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание.

Постановления прокурора выносятся в случаях отмены незаконных и необоснованных постановлений следователей и лиц, проводящих дознание, об отказе в возбуждении уголовного дела, о соединении уголовных дел, о выделении уголовного дела, о приостановлении расследования, о прекращении уголовного дела, о привлечении лица в качестве обвиняемого.
Постановления прокурора выносятся в случаях отмены незаконных и необоснованных постановлений следователей и лиц, проводящих дознание, об отказе в возбуждении уголовного дела, о соединении уголовных дел, о выделении уголовного дела, о приостановлении расследования, о прекращении уголовного дела, о привлечении лица в качестве обвиняемого.

К основным средствам устранения нарушения законности относятся также указания прокурора, которые должны даваться в письменной форме. Все письменные указания прокурора, данные органам дознания и предварительного следствия, в связи с возбуждением и расследованием уголовного дела обязательны для этих органов, за исключением нескольких, предусмотренных законом обстоятельств.

Важнейшим полномочием прокурора на заключительном этапе расследования является право при обнаружении нарушений закона возвратить уголовное дело в органы дознания или предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования. В целях обеспечения наиболее объективного и полного расследования преступления прокурор вправе изымать из органа дознания и передавать следователю любое уголовное дело, передавать дело от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому (ст.

31 Закона о прокуратуре и УПК РФ). Прокурор наделен правом отстранить лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела.

Уголовно-процессуальный закон наделил прокуроров и рядом других полномочий за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия: правом возбуждать уголовные дела или отказывать в их возбуждении; приостанавливать производство по уголовным делам; прекращать дела; утверждать обвинительные заключения; давать согласие на прекращение уголовных дел; направлять уголовные дела в суд. Закон о прокуратуре (п. 2 ст.

30) наделил Генпрокурора РФ правом давать указания по вопросам дознания и предварительного следствия, которые не требуют законодательного регулирования и не выходят за рамки действующего закона.

Эти указания Генпрокурора РФ обязательны для исполнения всеми органами дознания и предварительного следствия, независимо от их ведомственной принадлежности.

2 Рекомендуемые страницы:Читайте также:: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы.: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы.

Статья 14. Задержание

. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность.

До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

. Полиция имеет право задерживать:

  1. 6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;
  2. 7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;
  3. 11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;
  4. 3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;
  5. 12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, — до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;
  6. 4) лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;
  7. 9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;
  8. 13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, — до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.
  9. 10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, — до выяснения личности, но на срок не более трёх часов;
  10. 2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;
  11. 8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;
  12. 5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;
  13. 1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее — задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. . Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трёх часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения.

Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции. . О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу. . О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи. . Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом.

В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись.

Копия протокола вручается задержанному лицу. . Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации.

Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

На каком основании может задержать полиция

Оснований для задержания гражданина более чем достаточно, в результате даже одного из них полицейский может задержать человека и доставить его в отдел полиции для дальнейшего разбирательства. Все они закреплены в пункте 2 Вот некоторые из них:

  1. необходимость депортации лица в государство, гражданином которого оно является.
  2. попытка самоубийства;
  3. уклонение от наказания в виде ареста;
  4. ведение административного производства;
  5. уклонение от исполнения назначенных судом медицинских либо воспитательных принудительных мер;
  6. постановление суда о том, что гражданин должен быть заключен под стражу;
  7. розыск лица;
  8. незаконное пребывание на охраняемых объектах;
  9. необходимость оформления протокола об административном правонарушении;
  10. нарушение комендантского часа;
  11. подозрение в участии в преступлении;
  12. наличие выраженных расстройств психического характера, представляющих опасность для окружающих;

При отсутствии какого-либо из этих оснований для задержания полицией это действие будет расцениваться как незаконное.

Получение компенсации

Компенсацию можно получить только по решению суда.

Исковое заявление в суд готовится на основании статей 151, 1070 и 1100 Гражданского кодекса. Гражданский иск может рассматриваться как самостоятельное дело или в одном деле с иском в отношении обвиняемого, производившего незаконное задержание.

В заявлении прописывается следующее:

  1. формулируется претензия на денежную компенсацию за причиненный материальный и моральный вред;
  2. ставятся дата, подпись.
  3. указываются истец, ответчики, обстоятельства задержания;

Если потерпевшему пришлось побывать в СИЗО, а после этого дело не получило продолжения, его должны реабилитировать. В компенсацию включаются неполученная зарплата, затраты на адвоката и прочие издержки. Заявление подается в районный суд, где идет рассмотрение дела в отношении полицейских.

Если дело не возбуждено, компетенция суда определяется по адресу прописки одного из ответчиков.

Основания для задержания в полиции

В соответствии с Закона “О полиции”, гражданин может подвергнуться задержанию в случае:

  1. наличия признаков выраженного психического расстройства;
  2. нарушения гражданином правила комендантского часа;
  3. попытки самоубийства;
  4. в некоторых случаях, когда в отношении лица ведется административное производство;
  5. нахождения его в розыске;
  6. незаконного проникновения или попытки пробраться на охраняемые объекты;
  7. уклонения его от исполнения наказания;
  8. получения требования о выдаче иностранному государству его гражданина;
  9. подозрения его в совершении преступления;
  10. избрания меры пресечения в виде заключения под стражу;
  11. когда действия лица создают опасность для него и окружающих.

Инструкция идеального задержанного

Кодекс об административных правонарушениях, статья 27.7 «Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице» 1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

2. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса. 3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

4. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых. 5. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. 6. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице. 7. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств.

Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+