Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Налоговое право - Налоговой инспекции при инициировании банкротства организации

Налоговой инспекции при инициировании банкротства организации

Налоговой инспекции при инициировании банкротства организации

Банкротство как один из механизмов взыскания задолженности


Дата публикации: 15.11.2016 20:00 (архив) В пресс-центре ИД «Аргументы и факты» прошла пресс-конференция представителей УФНС России по г. Москве: «Банкротство юридических и физических лиц.

Участие налоговых органов в делах о банкротстве».В пресс-конференции приняли участие:- заместитель Руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве Дмитрий Юрьевич Стрелецкий;- исполняющий обязанности начальника отдела обеспечения процедур банкротства УФНС России по г.

Москве Андрей Александрович Фомин;- заместитель начальника отдела обеспечения процедур банкротства УФНС России по г. Москве Владимир Александрович Лахтиков.Спикеры Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве рассказали журналистам о вступивших в силу в 2016 году нововведениях Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; пояснили, что представляет собой процедура банкротства юридических и физических лиц, в каких случаях налоговые органы участвуют в процедурах банкротства и как изменилась их роль, как уполномоченного органа, в делах о банкротстве.Заместитель Руководителя Управления ФНС России по г.
Москве рассказали журналистам о вступивших в силу в 2016 году нововведениях Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; пояснили, что представляет собой процедура банкротства юридических и физических лиц, в каких случаях налоговые органы участвуют в процедурах банкротства и как изменилась их роль, как уполномоченного органа, в делах о банкротстве.Заместитель Руководителя Управления ФНС России по г. Москве Д.Ю. Стрелецкий сообщил о новом подходе Федеральной налоговой службы к процедурам банкротства налогоплательщиков, их инициированию и сопровождению.

«За 1,5 года произошли значительные изменения в законодательстве о банкротстве, благодаря которым существующая модель использования механизма банкротства как средства уклонения от уплаты долгов должна перестать быть экономически оправданной, — заявил спикер УФНС России по г.Москве. — В частности, введен институт банкротства физических лиц; налоговые органы получили право самостоятельно штрафовать недобросовестных руководителей должников, уклоняющихся от подачи заявления о своем банкротстве; увеличился срок включения в реестр налоговой задолженности, внесены изменения в части привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и т.д.».

«Наша сегодняшняя задача — поднять на качественно новый уровень работу по взысканию задолженности в процедурах банкротства, каждая из которых должна стать экономически эффективной для бюджета. Нам не интересно банкротство ради банкротства.

Главная цель реализации данной концепции — достижение максимального погашения задолженности перед бюджетом», — отметил Д.Ю.

Стрелецкий.Так, в прошлом году налоговыми органами направлено в Арбитражный суд порядка 1300 заявлений о банкротстве юридических лиц, однако из-за отсутствия у должника каких-либо активов введена была всего 201 процедура банкротства.

В текущем году налоговые органы г. Москвы инициировали лишь 57 процедур банкротства, поскольку в соответствии с установленной концепцией экономической эффективности банкротство инициируется только в тех случаях, где возможно формирование реальной конкурсной массы и поступление денежных средств в бюджет.«При отсутствии у организации активов налоговые органы проводят работу с контролирующими и взаимозависимыми лицами, действуют как в рамках налогового законодательства, так и с применением механизма, предусмотренного Законом о банкротстве. В случаях, когда налогоплательщики не погашают долг перед бюджетом и при этом полностью переводят бизнес на другую организацию, мы взыскиваем задолженность с зависимых лиц посредством применения п.

2 ст. 45 НК РФ. Кроме того, в рамках процедуры банкротства идет работа по привлечению к субсидиарной ответственности бенефициаров должника», — добавил заместитель начальника отдела обеспечения процедур банкротства УФНС России по г.Москве В.А. Лахтиков, подчеркнув, что

«в настоящее время по данным категориям дел уже создана устойчивая судебная практика в пользу налоговых органов»

.И.о.

начальника отдела обеспечения процедур банкротства А.А. Фомин уточнил, что одним из приоритетов налоговых органов является заключение мировых соглашений в рамках дел о банкротстве.

Так, в текущем году налоговыми органами было заключено 7 мировых соглашений на общую сумму 814 млн рублей. По ним в бюджет уже поступило порядка 60 млн рублей.«Хочу отметить, — подчеркнул Д.Ю. Стрелецкий, — у нас нет задачи обанкротить предприятие.

Напротив, у нас прямая заинтересованность в том, чтобы оно продолжало работать.

Для добросовестных налогоплательщиков, которые хотят погасить долг, но по объективным причинам не могут сделать это сразу, мы всегда готовы рассмотреть варианты рассрочки, в том числе посредством заключения мировых соглашений.

Это важно не только для бюджета, но и с социальной точки зрения, для сохранения рабочих мест.

Аналогичные принципы реализуются и в отношении физических лиц».Всего по состоянию на 1 октября текущего года на территории города Москвы в процедурах банкротства находятся 5496 налогоплательщиков-организаций и физических лиц с задолженностью 187 млрд рублей.

В ходе инициирования и проведения процедур банкротства в 2015 году с участием уполномоченного органа должниками погашена задолженность в размере 4,5 млрд рублей; за 9 месяцев текущего года – на сумму 7,2 млрд рублей. С начала действия положений закона «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении граждан в г.

Москве всего введено 1118 процедур банкротства на сумму 272 млн рублей, при этом налоговыми органами инициировано только 16 процедур. Погашено 1,5 млн рублей задолженности перед бюджетом.С начала 2016 года к административной ответственности налоговыми органами Москвы привлечено 426 руководителей должников.

За 2015 и первое полугодие 2016 года к субсидиарной ответственности по заявлениям инспекций привлечены 82 руководителя должников на общую сумму в размере 3,4 млрд рублей.

В бюджет возвращено 88 млн рублей.Для номинальных руководителей действуют принятые изменения в законодательство об административной ответственности — за неисполнение решения о привлечении к субсидиарной ответственности их станут дисквалифицировать, а значит, они не смогут повторно быть использованы в схемах со списанием долгов. Так, за неисполнение судебных актов о привлечении к субсидиарной ответственности уже дисквалифицировано 2 руководителя, и это только начало.«Проверить, не участвует ли ваш потенциальный бизнес-партнер в процедуре банкротства можно с помощью сайта Арбитражного суда, где публикуются все судебные акты о банкротстве — добавил В.А.

Лахтиков. – Есть также Единый федеральный реестр сведений о банкротстве – это открытая информация». Отвечая на вопросы журналистов о будущем процедуры банкротства граждан и ожиданиях на следующий год, Д.Ю.

Стрелецкий подчеркнул: «Не следует ожидать значительного увеличения количества банкротств граждан по нашим заявлениям в следующем году, поскольку мы подходим к данному вопросу индивидуально и инициируем процедуру только в отношении недобросовестных должников, уклоняющихся от уплаты долгов, имеющих при этом доходы и обладающих имуществом.

Кроме того, помимо процедуры банкротства мы применяем также иные предусмотренные налоговым законодательством механизмы взыскания задолженности. Банкротство является крайней мерой».Аудиоверсию пресс-конференции можно прослушать по . Поделиться:

Инициирование процедуры банкротства уполномоченным (налоговым) органом

Дата публикации: 17.02.2016 09:26 (архив) Документы, регламентирующие инициирование процедуры банкротства уполномоченным (налоговым) органом:

  • «О несостоятельности (банкротстве)»(далее Закон о банкротстве)
  • Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, утвержденное (далее -Постановление №257)

В каких случаях уполномоченный орган направляет в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом?

Уполномоченный орган направляет в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом: — при наличии задолженности по налогам и сборам;- при получении от федеральных органов исполнительной власти и внебюджетных фондов уведомления о наличии задолженности.

Сумма задолженности, при которой инициируется процедура банкротства? Сумма задолженности по основному долгу (т.е. без учета штрафов и пени) должна составлять не менее: — для юридических лиц – 300 000 рублей;- для граждан, включая индивидуальных предпринимателей – 500 000 рублей. Срок, в течение которого, заявление о признании должника банкротом направляется в арбитражный суд?

Срок, в течение которого, заявление о признании должника банкротом направляется в арбитражный суд? Заявление направляется уполномоченным органом: • не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного документа;• в течение 30 дней с даты получения уведомлений федеральных органов исполнительной власти и внебюджетных фондов о наличии задолженности. Порядок инициирования процедуры банкротства.

Управление ФНС России по Республике Бурятия направляет в ФНС России для согласования и выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих пакет документов. После согласования, заявление о признании должника банкротом должно быть направлено в арбитражный суд в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о его направлении.

Поделиться:

Налоговая проверка при банкротстве. Быть или не быть?

Или как налоговая реагирует на банкротство компанииМногие наши клиенты спрашивают: если мы инициируем процедуру банкротства, не будет ли это сигналом для налогового органа провести выездную проверку нашей компании?

И как повлияет налоговая проверка на проведение процедуры банкротства?В этой статье я поделюсь своим опытом. И постараюсь ответить на следующие вопросы:

  1. какова позиция Верховного Суда РФ по вопросу приостановки производства по делу, в связи с налоговой проверкой банкрота?
  2. насколько реальны при инициировании процедуры банкротства;
  3. возможно ли закрыть компанию через процедуру банкротства при незавершенной налоговой проверке?

Зона рискаСамые популярные критерии в работе компании, которые могут спровоцировать налоговую проверку:

  1. сдача налоговой и бухгалтерской отчетности с убытками на протяжении нескольких налоговых периодов (налоговикам кажется подозрительным наличие в предпринимательской деятельности убытков).

    Минимум, данная отчетность будет поводом для камералки.

    Вследствие чего вам необходимо будет объяснить фискалам, в чем заключается ваша «хитрая» стратегия ведения бизнеса);

  2. большой разрыв в платежах в бюджет по сравнению со средним показателем по отрасли;
  3. ваше желание отразить в отчетности кругленькую сумму к вычету по НДС. Возвращая НДС, вы должны быть кристально чисты, либо не только деньги не получите, но и еще должны останетесь;
  4. и снова среднестатистические показатели, теперь уже по заработной плате. Если выплачиваемая среднемесячная з/п на одного работника меньше чем среднестатистическая по вашей отрасли по субъекту, это будет поводом для дополнительных вопросов;
  5. игнорирование запросов и требований ФНС в предоставлении информации и документов тоже ни к чему хорошему не приведет, давайте хоть какие-нибудь ответы;
  6. инициирование процедуры при ранее активной экономической деятельности, может стать также поводом для дополнительного внимания;
  7. наличие в работе большого количества контрагентов-посредников без разумных экономических выгод, как минимум, вызовет ряд вопросов.

    А наличие среди контрагентов «фирм-однодневок» явно не прибавит вам добросовестности.

  8. частая миграция компании из одной налоговой инспекции в другую.

    Такие переезды, не обусловленные разумными причинами, заставляют задуматься, от чего вы бежите;

Банкротство как повод для налоговой проверки?Имея опыт работы в сфере банкротства более 10 лет, мы можем заранее сделать вывод, насколько реальны риски для компаний, подавших заявление на банкротство или уже находящихся в процедуре.Прогнозирование данных рисков с учетом особенностей фирмы будет носить вероятностный характер и не дает «железных» гарантий отсутствия налоговой проверки.

Одно можно сказать уверенно — инициирование процедуры банкротства само по себе не является поводом для проведения внеплановой проверки. Если только оно не сочетается с выше приведенными критериями.Например, одним из часто используемых способов закрытия компании является так называемая упрощенная процедура банкротства.

Когда сначала подается заявление на ликвидацию компании в добровольном порядке, а далее – заявление на банкротство от «дружественного» кредитора. При этом Общество за отчетный период сдает балансы, из которых видно активную экономическую деятельность. Естественно, ликвидация экономически активной организации будет выглядеть подозрительно и может вызвать ряд вопросов.А если использовать другой вариант: полную процедуру банкротства?

Само по себе введение процедуры наблюдения уменьшает риски внеплановой проверки, но также не дает 100% гарантий её отсутствия.

Всё зависит в частности от компании, которая планируется к закрытию. Наличие больших оборотов, занижение налоговой базы, отсутствие длительное время налоговых проверок и в дальнейшем инициирование процедуры банкротства, в любом случае, не останется без внимания налоговой инспекции. Банкротство как основание не проводить проверкуПри этом надо учитывать: немаловажным фактом для принятия решения о выездной налоговой проверки является не только вероятность доначисления налогов и сборов на конкретное предприятие, но и дальнейшая перспектива их взыскания.Налоговая инспекция, как любой государственный орган, отчитывается об эффективности своей работы.

Одним из основных показателей успешной работы фискалов является объем денежных средств, собранных с налогоплательщиков и поступивших в казну. В случае, когда наблюдается большой разрыв между доначисленными налогами и взысканными в бюджет, данное обстоятельство будет говорить о плохой работе сотрудников, а в некоторых случаях и о личной заинтересованности представителей ФНС.Как мы все знаем, процедура банкротства – это явный признак того, что перспектива полного удовлетворение всех требований кредиторов стремиться к нулю.

Особенно это актуально, если на балансе должника нет ликвидных активов, имущества, дебиторки.В связи с этим налоговая инспекция на каждое предприятие, решившее прекратить свою деятельность, а предварительно оценивает свои шансы на получение денежных средств после доначисления.Принимая решение о закрытии компании через процедуру несостоятельности, минимум, необходимо не один час пообщаться с главным бухгалтером и специалистом в сфере банкротства для выработки совместной стратегии и анализа рисков.

Включение налоговых требований в реестрНе так давно появилось Определение Верховного Суда РФ от 28 июня 2018 г. в котором ВС разъяснил нижестоящим судам, что делать, если налоговая инспекция инициировала выездную проверку и не успела ее завершить до рассмотрения требования о включении в реестр.Краткая диспозиция дела: Определением арбитражного суда от 05.10.2015 в отношении ЗАО «Владимир-ОПТОН» введена процедура наблюдения.Спустя 2 месяца налоговым органом принято решение о проведении в отношении должника выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления налогов и сборов.Еще спустя год ФНС России обратилась с требованием от 05.10.2016 о включении в реестр требований кредиторов ЗАО «Владимир-ОПТОН» задолженности в сумме 1 159 364 896 руб.
в котором ВС разъяснил нижестоящим судам, что делать, если налоговая инспекция инициировала выездную проверку и не успела ее завершить до рассмотрения требования о включении в реестр.Краткая диспозиция дела: Определением арбитражного суда от 05.10.2015 в отношении ЗАО «Владимир-ОПТОН» введена процедура наблюдения.Спустя 2 месяца налоговым органом принято решение о проведении в отношении должника выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления налогов и сборов.Еще спустя год ФНС России обратилась с требованием от 05.10.2016 о включении в реестр требований кредиторов ЗАО «Владимир-ОПТОН» задолженности в сумме 1 159 364 896 руб.

Мнение суда первой инстанцииНа момент рассмотрения заявленного требования в суде первой инстанции налоговый орган еще не принял Решения по результатам выездной налоговой проверки. Из текста Заявления следует, что данное требование носит вероятностный характер.

Налоговая инспекция прогнозирует доначисление по НДС на 1 159 364 896 руб. Далее уполномоченный орган сделал более скромные прогнозы и уточнил свое требование до 311 214 162 руб. (основной долг), 111 726 692 руб.

(пени), 65 431 214 руб. (штраф).Одновременно налоговая заявила Ходатайство о приостановлении производства по делу до вынесения Решения по результатам выездной проверки. Арбитражный суд отказал в удовлетворении данного ходатайства, сославшись на то обстоятельство, что АПК РФ не предусматривает обязанности арбитражного суда приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до вынесения решения налогового органа.Также представитель налоговой инспекции просил отложить судебное заседание, но и здесь Суд отказал, обосновав свой отказ тем, что ранее судебное заседание уже 3 раза откладывалось по заявлению инспекции.Рассмотрев данное требование налоговой инспекции, Суд вынес решение об отказе во включении требования уполномоченного органа, мотивировав это тем, что ФНС не обосновало заявленные требования:

  1. инспекцией не были представлены в нарушении ст. 65 АПК РФ первичные документы, на основании которых уполномоченный орган считает, что образовалась задолженность по НДС.
  2. не было предоставлено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по фактам выездной проверки;

Судебный акт можно скачать здесь: АпелляцияНе согласившись с данным судебным актом, ФНС обращается в апелляцию суд, который поддерживает позицию уполномоченного органа и возвращает заявление ФНС на новое рассмотрение в суд первой инстанции.Апелляция делает вывод, что, отказав ФНС в приостановке производства, суд ограничил ФНС доступ к правосудию.

В условиях неоконченных мероприятий налогового контроля Арбитражный суд пришел к преждевременному и необоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления ФНС. Судебный акт можно скачать здесь:Кассационный суд иного мненияСуд кассационной инстанции сделал противоположенные выводы и отменил Постановление апелляционного суда. Вывод суда кассационной инстанций сводится к тому, что при проведении налоговой проверки срок на подачу заявления о включении в реестр (2 мес.

ст. 142 Закона о Банкротстве) не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки.Реестр для ФНС остается открытым до тех пор, пока со стороны налогового органа не будут выполнены все мероприятия налогового контроля.

В данном правиле есть одно исключение: если со стороны ФНС будут нарушения сроков проведения налогового контроля, то правило о приостановки сроков (пункт 1, ст. 142 Закона о Банкротстве) не действует. Судебный акт можно скачать здесь:Жирная точка Верховного СудаИ решающее слово по данному спору высказал Верховный Суд РФ в своем Определении от 05.07.2018г.

Разберем по порядку:

  1. Последний, и наверное самый интересный вывод Верховного суда заключается в том, что он приравнял решение по результатам налоговой проверки к судебным актам, «так как налоговое решение, как и вступивший в законную силу судебный акт, подлежит принудительному исполнению». А это значит, что арбитражные суды обязаны приостанавливать производство по ходатайству налоговой до вступления решения налоговой проверки в законную силу. Соответственно требование ФНС не будет рассмотрено до вступления в законную силу решения, вынесенного налоговой.
  2. Между тем, суд не может включить в реестр доначисленные налоговые недоимки без вступившего в законную силу решения по результатам мероприятий налогового контроля (как это может сделать любой из кредиторов на основании первичных документов).
  3. Исходя из этой позиции Верховный суд сделал вывод, что суд первой инстанции обязан приостановить дело по включению налоговой в реестр до момента вынесения ею решения о доначислениях, а не отказывать ей.
  4. ФНС может заявиться в реестр кредиторов и без наличия решения по результатам налогового контроля. Предъявляя свои требования в реестр, налоговый орган тем самым реализует свои права на участие в судебных заседаниях по рассмотрению требований сторонних кредиторов. Соответственно, еще не находясь в реестре (но подав соответствующее требование в суд) ФНС уже может активно выражать свою позицию по заявлению других кредиторов. Тем самым, законодатель дал налоговой право сопротивляться размытию реестра и включению в него «рисованных» кредиторов
  5. Кроме того, у налоговой остается право заявить свои требования на включение в реестр и по истечении двухмесячного срока, если мероприятия налогового контроля были завершены ею после окончания этого срока.

Судебный акт можно скачать здесь:В описанной ситуации ВС РФ не отменил решения нижестоящих судов только по той причине, что, налоговый орган вновь обратился с аналогичным требованием к должнику. Суд первой инстанции принял данное заявление и приостановил производство до вступления решения в законную силу. Таким образом, права ФНС восстановлены и решения нижестоящих судов отмене не подлежат.

ВыводыРезюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

  1. Процедура банкротства не является самостоятельным поводом для проведения налоговой проверки в случае отсутствия дополнительных критериев для её инициирования. Скорее наоборот: если у компании нечего «брать», то банкротство сделает организацию «не интересной» для выставления претензий.
  2. В случае начала выездной проверки налоговый орган имеет право заявиться в реестр и подать ходатайство о приостановке производства по делу (ч. 1 ст. 143 АПК РФ) до вступления Решения по результатам налогового контроля в законную силу. При этом ФНС может занимать активную позицию при рассмотрении требований иных кредиторов. Или второй вариант: налоговая может не заявляться в реестр до вступления налогового Решения в законную силу, а далее воспользоваться свои правом приостановки срока (ст. 142) и включиться в реестр.
  3. Приостановка производства по рассмотрению требования ФНС либо сама налоговая проверка не препятствует проведению основных мероприятий, предусмотренных ФЗ «О несостоятельности». Порой бывает, что к моменту включения требования кредитора в реестр арбитражным управляющим уже выполнены все мероприятия, предусмотренные процедурой, и суду ничего не мешает вынести решение о завершении конкурсного производства с автоматическим списанием свежевключенных требований ФНС. Данный вариант возможен при наличии грамотной команды во главе с арбитражным управляющим и хорошей предварительной подготовкой должника. И первое, и второе вы можете найти в .

Информация в статье актуальна на дату публикации на нашем сайте .Чтобы быть в курсе последних трендов по субсидиарке, банкротству и защите личных активов — приезжайте в гости.__Игумнов Дмитрийгенеральный директор «Игумнов Групп»,эксперт по субсидиарке и защите личных активов,арбитражный управляющийСпециализация: представление интересов предпринимателя в государственных структурах всех уровней при привлечении к субсидиарной ответственности, взыскании ущерба, долгов по поручительству и личным займам. Безопасность личных активов. Практикующие юристы. Рассказываем о защите бизнеса, учредителей, гендиров и бухгалтеров, списании долгов, банкротстве, сохранении активов, снятии субсидиарной ответственности и не только.

Своими знаниями делимся в блоге, с подписчиками нашей рассылки и при встречах.

А ещё — у нас офис с видом на Кремль и Зарядье. Ждем в гости.

Светлова_Налоговые споры_Как не допустить банкротства компании по инициативе ФНС_07.2016

Файл добавлен 27.06.2016 Презентация .pdf (151 Кб) * * Я даю согласие на обработку моих персональных данных. Отправить Общие правила Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов при наличии задолженности, превышающей 300 000 рублей и не исполненной свыше трех месяцев.

Это общее правило, которое позволяет кредитору обратиться с заявлением о признании должника банкротом.

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) содержит специальные нормы, позволяющие ФНС России инициировать процедуры банкротства. Обычному кредитору для обращения в суд с таким заявлением нужен вступивший в силу судебный акт.

Налоговой службе достаточно решения инспекции о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника. При бесспорном взыскании налогов через 30 дней после принятия такого решения можно подавать иск.

Если обязательные платежи взыскивают в судебном порядке, то право подать заявление о банкротстве возникает у ФНС России через 30 дней после вступления в силу решения суда.

Участие ФНС России в процедуре банкротства регулирует специальное положение (утв.

Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 № 257

«Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве»

, далее – Положение). В соответствии с ним налоговики должны решить обращаться с заявлением о банкротстве или нет в срок от 30 до 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления о принудительном взыскании задолженности либо иного исполнительного документа. Используйте в работе Одним из признаков неплатежеспособности должника является размер суммарной задолженности по обязательным платежам – не менее 300 000 руб.

В нее не должны входить требования по уплате НДФЛ. Дело в том, что они относятся ко второй очереди. А размер обязательств второй очереди не учитывают для определения признаков банкротства.

Даже если налоговики учтут требования по уплате НДФЛ при расчете задолженности и полученная сумма позволит обратиться в суд с заявлением о введении процедуры наблюдения, им будет отказано (постановления АС Волго-Вятского округа от 14.03.2016 № Ф01-311/2016, от 16.10.2015 № Ф01-4117/2015). Как отложить процедуру банкротства Положением предусмотрены два основания, которые заставят налоговый орган отложить подачу заявления о банкротстве (п. 4 Положения). Первое. Должник получит решение суда об отсрочке или рассрочке погашения долга.

Второе. Должник представит документы, которые докажут, что он намерен взыскать просроченную «дебиторку», ее размер превышает его налоговые долги, и приложит к ним график погашения задолжености. Обратите внимание, что судебный акт по взысканию «дебиторки», вынесенный в пользу компании-должника, сам по себе таким доказательством не является.

Пример Компания-должник выиграла в суде дело о взыскании с контрагента дебиторской задолженности, которой хватает для погашения обязательств потенциального банкрота. Наличие судебного решения в пользу должника суд первой инстанции расценил как основание, позволяющее отказать ФНС России во введении процедуры наблюдения.

Наличие судебного решения в пользу должника суд первой инстанции расценил как основание, позволяющее отказать ФНС России во введении процедуры наблюдения. Однако апелляция и кассация требования налоговиков поддержали. Они указали, что наличие судебного акта о взыскании с контрагента задолженности свидетельствует только о возможном поступлении денежных средств для погашения «дебиторки».

Но вовсе не доказывает реальность такого взыскания (постановление АС Поволжского округа от 12.03.2015 № Ф06-20862/2013). *** Указанные выше два основания помогут отложить процедуру банкротства на срок до 6 месяцев.

Но если за это время должник не исполнит свои обязательства, то повторного отложения не будет. Исключение может быть сделано для стратегических предприятий или организаций оборонно-промышленного комплекса и только по решению Президента или Правительства РФ. Если уполномоченный орган, несмотря на указанные основания, все-таки обращается с заявлением о признании должника банкротом, суд вправе вернуть заявление ФНС России до принятия к производству.

Однако такой сценарий не слишком распространен, так как Закон о банкротстве не обязывает инспекцию указывать на наличие обстоятельств, позволяющих отложить подачу заявления.

Чаще всего суд узнает о них уже в процессе рассмотрения заявления налогового органа. И это является самостоятельным основанием для отказа во введении процедуры несостоятельности либо для прекращения производства по делу о банкротстве (постановление ФАС Московского округа от 20.03.2014 № Ф05-1900/2014). Другие причины, при которых ФНС России вправе либо отсрочить подачу заявления на срок до двух месяцев либо отказаться от инициирования процедуры банкротства, перечислены в п.

5 Положения. Подчеркнем – это именно право налоговой службы, но не обязанность.

Первая. Фирма обжалует решение инспекции о взыскании или действия должностных лиц в административном порядке или обратится в суд с требованием признать их незаконными при условии, что обжалование может привести к прекращению оснований для подачи заявления о признании должника банкротом. Вторая. Налоговый орган получит информацию о восстановлении платежеспособности должника, т.

е. обнаружит ликвидное имущество, либо руководитель должника или собственник имущества совершит действия, направленные на создание условий для погашения задолженности и т. д. В случае же, когда у налоговиков нет информации об активах должника, достаточных для погашения судебных расходов по делу о банкротстве, они могут взять тайм-аут для поиска имущества.

Тогда время на подачу заявления о банкротстве увеличивается до 1,5 лет.

Если у ФНС России нет сведений об имуществе должника, то, скорее всего, инспекция отложит подачу заявления о банкротстве, так как суды в настоящее время требуют, чтобы уполномоченный орган предоставил сведения об имуществе должника.

Налоговый орган должен приложить к заявлению о признании должника банкротом доказательства наличия у него имущества.

Это связано с обязанностью заявителя в делах о банкротстве возместить судебные расходы, а также выплатить вознаграждение арбитражному управляющему. Обратите внимание! Суд принимает в качестве доказательства наличия имущества должника: — ответы Росреестра на запросы о зарегистрированной на должника недвижимости; — справки из ГИБДД о транспортных средствах должника.

— ответы, иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. — доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества, вследствие привлечения лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника (подробнее о субсидиарной ответственности директора и учредителей читайте на стр. 48 – пример ред.) *** Применительно к субсидиарной ответственности уполномоченный орган должен обосновать как наличие оснований, так и реальную возможность привлечения к ней конкретных лиц, например, директора или участника.

В этом случае арбитражный суд примет заявление (постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67, АС Западно-Сибирского округа от 06.10.2015 № Ф04-24871/2015). Важно! ФНС России не будет инициировать процедуру банкротства, если у должника недостаточно имущества для погашения налоговых обязательств.

*** Как видим, у руководителя компании есть инструменты, позволяющие отсрочить или не допустить банкротство. Главное при такой угрозе – получить дополнительное время для погашения налоговой задолженности.

Растущий налоговый долг — прямой путь к банкротству

77 город Москва Дата публикации: 26.10.2016 Издание: Главная книга Тема: Банкротство Источник:&nbsp Если организация или гражданин вовремя не платят налоги и задолжали бюджету крупную сумму, налоговая инспекция может подать в суд заявление о признании их банкротом.

О том, как налоговые органы инициируют дела о банкротстве злостных неплательщиков и участвуют в процедуре банкротства, а также о том, как лучше поступить должнику, если быстро погасить налоговый долг не получается, рассказывает заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве Д.Ю. Стрелецкий.Дмитрий Юрьевич, когда налоговые органы выступают инициаторами банкротства организаций и граждан?Д.Ю.

Стрелецкий: Налоговые органы обязаны инициировать процедуру банкротства организации, если она в течение 3 месяцев не погасила задолженность по обязательным платежам в размере более 300 000 рублей. Для физических лиц, в том числе предпринимателей, этот порог выше: для возбуждения процедуры банкротства налоговая задолженность должна быть более 500 000 рублей.Может ли быть основанием для банкротства неуплата организацией или предпринимателем налогов в качестве налогового агента, в частности, по НДФЛ?Д.Ю.

Стрелецкий: Да, Закон о банкротстве это позволяет.

Кроме того, Верховный суд недавно разъяснил, что ФНС вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом лица, не перечислившего в бюджет удержанные при выплате заработной платы суммы налога.Учитываются ли при определении суммы задолженности, достаточной для начала процедуры банкротства, штрафы и пени?Д.Ю. Стрелецкий: Нет, учитывается только основной долг, без пеней и штрафов.

Более того, дело о банкротстве может быть возбуждено, только если требования налогового органа подтверждены вступившим в законную силу решением суда или решением о взыскании задолженности за счет имущества должника. То есть просто наличия не погашенной в течение 3 месяцев крупной задолженности по налогам недостаточно.

Сначала необходимо применить весь комплекс мер взыскания этой задолженности, в том числе принять решение о ее взыскании за счет имущества налогоплательщика. И только если оно оказалось не исполнено в течение 30 дней, инспекция может подавать в суд заявление о признании должника банкротом.Взаимодействуют ли при этом налоговые органы с другими кредиторами, в частности с ПФР, ФСС?Д.Ю. Стрелецкий: Налоговый орган является уполномоченным органом в делах о банкротстве.

Поэтому при инициировании процедуры банкротства, а также в ходе этой процедуры он консолидирует всю задолженность налогоплательщика перед государственными внебюджетными фондами и перед федеральными органами исполнительной власти. Порог в 300 тысяч рублей, достаточный для банкротства организации, определяется по ее совокупной задолженности: по налогам, страховым взносам и другим обязательным платежам.Если инспекция выступает инициатором процедуры банкротства организации по налоговой задолженности, одновременно с подачей заявления в суд она уведомляет об этом государственные внебюджетные фонды и федеральные ведомства и запрашивает у них информацию о задолженности этой организации.

А потом направляет полученные данные в суд для включения объединенной задолженности в реестр требований кредиторов.При инициировании банкротства граждан такой обязанности у налогового органа нет. Так что фонды и органы власти обычно сами отслеживают сведения о том, что в отношении гражданина-должника введена процедура банкротства.

Узнав об этом, они направляют документы о наличии задолженности в налоговые органы для того, чтобы затем включить ее в общий реестр требований и предъявить должнику.Есть ли какие-то особенности в процедуре банкротства в случае, когда его инициатором или кредитором выступают налоговые органы?Д.Ю.

Стрелецкий: Налоговые органы в делах о банкротстве представляют интересы Российской Федерации. Отличие от обычных кредиторов в том, что реализовать свое право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом инспекция может не ранее чем через 30 дней с даты, когда она приняла решение о взыскании налоговой задолженности за счет его имущества.В остальном налоговые органы обладают статусом кредиторов: на общих правах участвуют в собраниях кредиторов, так же определяют судьбу самого должника и его имущества.

Отличие от обычных кредиторов в том, что реализовать свое право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом инспекция может не ранее чем через 30 дней с даты, когда она приняла решение о взыскании налоговой задолженности за счет его имущества.В остальном налоговые органы обладают статусом кредиторов: на общих правах участвуют в собраниях кредиторов, так же определяют судьбу самого должника и его имущества. Абсолютно любой кредитор, будь то налоговый орган, коммерческая организация или физическое лицо, может контролировать деятельность арбитражных или финансовых управляющих и обжаловать их недобросовестные действия или бездействие.Сколько случаев банкротства инициировано московскими налоговыми органами в последнее время?

Сколько дел заведено в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и обычных граждан?Д.Ю.

Стрелецкий: В прошлом, 2015 г. налоговые органы Москвы направили в суд около 1300 заявлений о банкротстве юридических лиц и шесть заявлений в отношении граждан.

Но на практике далеко не во всех случаях суд вводит процедуру банкротства.

Ведь для этого необходимо доказать наличие у должника имущества, достаточного для погашения судебных расходов и хотя бы частичного удовлетворения требований кредиторов.В 2015 г.

в Постановление Правительства об обеспечении интересов РФ в делах о банкротстве были внесены изменения. И сейчас налоговые органы могут отложить подачу заявления о банкротстве на срок до полутора лет, если нет документально подтвержденной информации об имуществе должника, за счет которого можно покрыть расходы по делу о банкротстве. Теперь в таких ситуациях мы обычно откладываем инициирование банкротства: с начала 2016 г.

столичные налоговые органы инициировали всего 44 дела о банкротстве.

Из них 34 дела — в отношении организаций, 10 — в отношении граждан.Предлагают ли налоговые органы до начала процедуры банкротства какие-то способы реструктуризации задолженности, постепенного ее погашения?Д.Ю. Стрелецкий: В налоговых органах Москвы образована комиссия по урегулированию задолженности.

На нее мы приглашаем налогоплательщиков, накопивших значительную задолженность. В ходе заседания комиссии мы разбираем сложившиеся ситуации индивидуально с каждым должником и предлагаем пути решения возникших проблем.Например, можем предложить организации обратиться к своим учредителям для принятия комплекса мер по предупреждению банкротства.

Или предложить подать в налоговый орган заявление о предоставлении рассрочки или отсрочки уплаты налогов. Ведь предоставить рассрочку или отсрочку уплаты налогов инспекция может только по заявлению заинтересованного лица.Участвует ли налоговая инспекция вместе с другими кредиторами в выдвижении и обсуждении предложений по финансовому оздоровлению должника, когда дело о банкротстве уже начато?Д.Ю.

Стрелецкий: Все процедуры, которые применяются в деле о банкротстве, четко регламентированы. При банкротстве действующей организации сначала проводится процедура наблюдения. В ходе этой процедуры временный управляющий обязан провести анализ финансового состояния должника.

Кредиторы (включая представителей ФНС) на собрании кредиторов принимают решение о применении дальнейшей процедуры: финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства.В отношении гражданина процедура наблюдения при банкротстве не проводится.

Но и сам гражданин, и любой кредитор, в том числе и налоговый орган, вправе разработать план реструктуризации долгов, который может быть одобрен собранием кредиторов, а затем утвержден арбитражным судом.Часто ли на практике удается сохранить производственную деятельность организации, не доводя до распродажи имущества?Д.Ю. Стрелецкий: Если предприятие планирует продолжать свою хозяйственную или производственную деятельность, оно предпримет все меры для погашения накопившейся задолженности. Так, с начала этого года в процедурах банкротства московские должники погасили 2,4 млрд руб.

налоговой задолженности. Кроме того, должники заключили с кредиторами 23 мировых соглашения о рассрочке или отсрочке погашения требований.Но в большинстве случаев банкротство оканчивается все-таки ликвидацией должника. Ведь обычно это организации, которые уже длительное время не ведут какой-либо деятельности.Гражданин, накопивший большую задолженность, должен сам инициировать процедуру своего банкротства, если уплата долга одному из кредиторов приведет к невозможности расплатиться с другими.

Что ему грозит, если он этого не сделает?Д.Ю.

Стрелецкий: Если налоговый орган установил признаки банкротства физического лица, он направляет ему письмо с напоминанием о необходимости исполнить предусмотренные Законом о банкротстве обязанности и предупреждает о последствиях их неисполнения.За неподачу заявления о своем банкротстве должник может получить штраф от 1000 до 3000 рублей. А при повторном таком нарушении — уже от 3000 до 5000 рублей.Также необращение должника с заявлением о банкротстве может привести к тому, что после завершения процедуры банкротства он не будет освобожден от исполнения своих обязательств.А если заявление о банкротстве не подала организация, которая была обязана это сделать?Д.Ю. Стрелецкий: За неподачу заявления о банкротстве организации-должника ее руководитель может быть оштрафован на 5000—10 000 рублей.

А по результатам процедуры банкротства его могут привлечь и к субсидиарной ответственности по долгам предприятия. За повторное правонарушение ему грозит дисквалификация.До конца 2015 г. налоговые органы информировали о таких нарушениях органы прокуратуры.

А органы прокуратуры, в свою очередь, составляли протоколы и направляли их в суд. С начала этого года функции по составлению протоколов и рассмотрению таких дел переданы Федеральной налоговой службе.В первом полугодии московские налоговые органы вынесли 228 постановлений о наложении штрафов на руководителей организаций и на физических лиц. Причем гражданам мы сначала в обязательном порядке предлагаем самостоятельно обратиться в суд с заявлением о банкротстве и сообщаем, что тогда они будут освобождены от штрафа.Что бы вы посоветовали должнику, имеющему серьезную задолженность по налогам, если он не может погасить ее в ближайшее время?Д.Ю.

Стрелецкий: Лучше самостоятельно обратиться в суд с заявлением о своем банкротстве. Избегать банкротства не стоит, поскольку наказание за неподачу заявления не заставит себя долго ждать.Удается ли при банкротстве получить в бюджет всю задолженность должника по налогам или хотя бы значительную ее долю?Д.Ю.

Стрелецкий: Ни для кого не секрет, что к началу процедуры банкротства у должника, как правило, уже нет какого-нибудь ликвидного имущества.

Так что для повышения эффективности взыскания в ходе банкротства налоговые органы используют различные механизмы.Например, мы оспариваем требования недобросовестных кредиторов, которые основаны на недостоверных документах или несуществующих сделках.

Это увеличивает долю налогового органа при распределении конкурсной массы.Также налоговые органы анализируют сделки должника, совершенные в преддверии банкротства, на предмет их сомнительности и возможности их оспаривания. Если такие сделки удается успешно оспорить, имущество возвращается в конкурсную массу.Кроме того, налоговые органы активно ведут работу по привлечению недобросовестных руководителей должников к субсидиарной ответственности, а также к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов.

К субсидиарной ответственности одновременно с руководителем должника могут быть привлечены и контролирующие должника лица, то есть те, кто имел право давать должнику обязательные для исполнения указания или мог определять его действия.Однако и с такими мерами всю задолженность в бюджет погасить не всегда возможно.Будут ли начисляться пени и штрафы по текущим налоговым платежам, если организации или предприниматели, находящиеся в стадии банкротства, не уплачивают их вовремя?Д.Ю. Стрелецкий: На текущую задолженность должников, находящихся в процедурах банкротства, пени и штрафы начисляются в обычном порядке.

Никаких ограничений Закон о банкротстве не предусматривает.Если жилье у гражданина единственное (и не приобретено по ипотеке, по которой как раз образовалась задолженность), при банкротстве его нельзя включить в конкурсную массу и реализовать для погашения требований кредиторов.Можно ли включить в конкурсную массу и реализовать долю должника в жилом помещении, если это жилье для него не единственное, но оно единственное для его родственника, являющегося совладельцем (например, у должника одна квартира в общей собственности с супругом, вторая — с ребенком)?Д.Ю.

Стрелецкий: Действительно, единственное пригодное для проживания жилье, в котором проживают должник и члены его семьи, не может быть включено в конкурсную массу. Но если должник — совладелец двух квартир, доля во второй квартире может быть включена в конкурсную массу и впоследствии реализована.Судебная практика по таким делам только начала формироваться. Для того чтобы права несовершеннолетних родственников должника не нарушались, арбитражный суд привлекает к участию в рассмотрении дела о банкротстве гражданина орган опеки и попечительства.

Инициаторы банкротства и их ответственность

Дата публикации: 10.10.2016 14:57 (архив) Инициировать банкротство могут руководитель, кредиторы, уполномоченные органы (налоговые службы, муниципальные образования).

У всех, кто имеет право обратиться в суд о признании банкротом – это право, а у самого должника такая процедура является и правом, и обязанностью.Обязанностью руководителя является обращение в арбитражный суд в следующих случаях: — удовлетворение требований одного/нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и/или иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;- уполномоченным учредительными документами органом юридического лица, принято решение об обращении в суд с заявлением должника;- органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в суд с заявлением должника;- обращение взыскания на имущество юридического лица существенно осложнит/сделает невозможной его хозяйственную деятельность; — юридическое лицо отвечает признакам неплатежеспособности (недостаточности имущества).Кредиторы вправе подать заявление на должника в суд в любое время. А для должника срок подачи заявления не должен превышать 1 месяц с момента, когда выяснились обстоятельства, приведшие к банкротству.

Так же сроки установлены для ликвидационной комиссии (ликвидатору).

Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) обязан подать соответствующее заявление в арбитражный суд не позднее десяти дней с момента появления соответствующих признаков. Иначе ликвидационной комиссии (ликвидатору) придётся нести субсидиарную ответственность перед кредиторами.Кодексом РФ об административных правонарушения предусмотрена ответственность за неподачу заявления в суд и за нарушение срока подачи. Частью 5 ст. 14.13установлена административная ответственность за неисполнение руководителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем или гражданином обязанности по подаче заявления о признании соответственно юридического лица либо индивидуального предпринимателя, гражданина банкротом в арбитражный суд.Штраф за нарушение данной статьи составляет:- в отношении граждан — в размере от 1 000 до 3 000 рублей;- в отношении должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей.За повторное такое нарушение в течение одного года (ч.

5.1 ст. 14.13 КоАП РФ) арбитражный суд может применить следующее наказание:- на граждан — административный штраф в размере от 3 000 рублей до 5 000 рублей;- на должностных лиц — дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 3 лет.Правонарушение совершается в форме бездействия.За нарушение этой обязанности (пропуск срока подачи или не предоставление такого заявления) руководителя юридического лица, в соответствии с законом о банкротстве, можно привлечь к субсидиарному виду ответственности по долговым обязательствам общества.

Субсидиарная ответственность является правом взыскать недополученный долг с должностных лиц, если предприятие не в состоянии погасить существующие обязательства.

Основной правовой нормой, которая предусматривает возможность применения субсидиарного вида ответственности, является ст. 56 . Наличие оснований для ее применения устанавливает ст. 10 . Данной статьей предусмотрена обязанность компенсации руководителем, учредителем и т.

д. причиненного вреда в случаях, если они нарушили следующие положения о банкротстве: — обязанность самостоятельной подачи заявления в суд; — признание своего предприятия несостоятельным при выявлении признаков банкротства;- принятие решений лицами, контролирующими должника, которые обязательны для исполнения и стали причиной нанесения имущественного вреда кредиторам;- нарушение руководителем сохранности бухгалтерской и другой документации.Если арбитражным судом выносится решение о применении этой ответственности по отношению к руководителю (учредителю) общества-должника, указанные субъекты будут отвечать по невыплаченным долгам предприятия всеми своими имущественными правами.

Поделиться:

Инициировать процедуру банкротства должника теперь могут и налоговые органы

Дата публикации: 08.06.2016 10:23 (архив) 1 октября 2015 года вступили в силу изменения в законодательство о банкротстве, регулирующие проведение процедур в отношении физических лиц. Если раньше правом обращения с соответствующим заявлением в суд были наделены как должник, так и кредиторы должника, то теперь и налоговые органы также вправе обращаться в суд с заявлением о признании должника-гражданина банкротом при условии, если задолженность по обязательным платежам превысит 500 тысяч рублей. Таким образом, обязательным условием для банкротства должника-гражданина является неоплаченная свыше 500 тысяч рублей задолженность по обязательным платежам.

При этом, если заявление о признании гражданина банкротом основано на требованиях по обязательным платежам, то оно может быть подано при отсутствии решения суда о взыскании этой задолженности.

Вместе с тем, уполномоченный орган при инициировании процедуры банкротства руководствуется (с изменениями от 20.01.2016), согласно которому решение о подаче заявления о признании должника, в том числе и гражданина, банкротом может быть принято только после направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества должника или соответствующего исполнительного документа.

Основные ограничения в случае признания должника-гражданина банкротом:

  1. в течение пяти лет не сможет самостоятельно инициировать процедуру банкротства;
  2. в течение пяти лет он не может заключать кредитные договоры или договоры займа, не указывая факт своего банкротства;
  3. в течение трех лет не сможет занимать должности в органах управления юридического лица;
  4. в случае признания гражданина банкротом суд вправе вынести определение о временном ограничении права на выезд гражданина из Российской Федерации, действующее до даты вынесения определения о завершении или прекращении производства по делу о банкротстве гражданина.

Таким образом, при наличии признаков банкротства должники обязаны самостоятельно обратиться в суд с соответствующим заявлением. В случае неподачи заявления о признании должника-гражданина банкротом в установленный срок возбуждается дело о его привлечении к административной ответственности с последующим вынесением постановления о наложении штрафа.

Если после вынесения штрафа заявление о своем банкротстве подано не будет, то вопрос о наложении штрафа будет рассматриваться арбитражным судом.

В таком случае при вступлении в законную силу решения суда о привлечении гражданина к ответственности в последующем освобождение его от долгов не допускается. Поделиться:

Банкротство, инициируемое ФНС

Игнорируемые долги перед налоговой ООО могут привести к запуску процедуры банкротства. Процесс стартует с подачи заявления в судебную инстанцию с требованием начать процедуру.

После одобрения судом назначается арбитражный управляющий, которого наделяют полномочиями исполнительного органа. В ходе процесса реализуются все официальные активы предприятия-должника. Это радикальная мера, которая позволяет быстро и эффективно удовлетворить все долговые требования перед государственными структурами и другими кредиторами.

Кроме того, реализованное имущество послужит источником для покрытия судебных издержек. Как правило, движимое и недвижимое имущество неплательщика в ходе банкротства распродается через электронные торги.

В этих мероприятиях может принять участие любой желающий. В обязанности арбитражного управляющего входит контроль за тем, чтобы сделки осуществлялись в законном порядке и в рамках, предписанного судом решения. Этим порядком реализуется, как недвижимость, так и другое имущество.

Реализуемые активы заносятся в специальный список и распродаются в законно принятом порядке.

Важно отметить, что очередь по погашению задолженности при банкротстве со стороны налоговой будет отличаться от правил, предусмотренных в Гражданском кодексе.

Все долги подразделяются на три вида.

Среди них реестровые, текущие и зареестровые. Во время процедуры банкротства арбитражный управляющий задается единственной целью — реализовать активы и удовлетворить долговые обязательства перед кредиторами.

Он не несет ответственности за коммерческую деятельность бывшего директора предприятия и может отступить от соблюдения договоров, которые заключались в прошлом. По завершению процедуры банкротства с налогоплательщика взыскивается вся задолженность перед государством и кредиторами.

Для должника последствия такого оборота дела могут очень серьезными, поскольку все его имущество может быть реализовано в пользу долгов. На практике, предприятия, прошедшие через банкротство, больше не возобновляют свою деятельность, поскольку у них не остается никаких финансовых средств.

  1. , руководитель юридического департамента

«».

Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Порядок банкротства юридического лица налоговой инспекцией

Как уже отмечалось выше, для того, чтобы налоговый орган инициировал банкротство компании, ее задолженность по налогам должна быть не менее 300 тыс. рублей. В том случае, если должник не выполняет требования, ФНС направляет в арбитражный суд заявление о признании компании банкротом.

Сделать это можно:

  1. в срок до 30 дней с момента получения уведомления от органов исполнительной власти о наличии задолженности по обязательным платежам.
  2. не раньше чем через 30 дней, но не позднее 90 дней с даты направления постановления налоговой о взыскании долга за счет имущества или исполнительного листа судебному приставу;

Важно!

Если обратиться к судебной практике, то будет понятно, что подать заявление в суд для признания компании банкротом ФНС может и после окончания 90 дней.Заявление, которое налоговый орган подает в арбитражный суд для признания юрлица банкротом должно отвечать требованиям, которые предусмотрены для заявления кредитора. Одним из них является указание в заявлении ссылки на доказательства оснований возникновения долга, а также его размера.

Кроме того, требуется приложение к заявлению соответствующих доказательств.

Среди них должно быть решение уполномоченного органа о взыскании долга за счет имущества компании должника, а также иные документы, подтверждающие взыскиваемую сумму и соблюдение процедуры по ее взысканию.

Заявление

В случае когда к заявлению налогового органа о признании организации банкротом не приложены доказательства, подтверждающие наличие у нее имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, заявление подлежит оставлению без движения с последующим возвращением (при непредставлении соответствующих доказательств в установленный судом срок). В качестве документов, свидетельствующих об отсутствии средств, достаточных для возмещения расходов на проведение процедур банкротства, судами, в частности, могут приниматься во внимание:

  1. справки налогового органа об отсутствии у него сведений об имуществе должника, полученных от Росреестра, ГИБДД, и т.п.;
  2. банковские выписки, указывающие на отсутствие остатка по счетам и несовершение по ним операций в течение длительного времени;
  3. сведения о непредставлении организацией бухгалтерской или налоговой отчетности.
  4. акты судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания;

В ситуации, когда названные документы об отсутствии у должника имущества или их часть имеются в поступивших в суд материалах и уполномоченным органом не представлены какие-либо иные доказательства, обосновывающие обратное, в том числе возможность фактического поступления в конкурсную массу денежных средств вследствие привлечения контролирующих лиц к ответственности, суд выносит определение о возвращении заявления о признании должника банкротом, указав в мотивировочной части обстоятельство, послужившее основанием для возвращения, — отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Если указанное обстоятельство обнаружится после принятия к производству заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом, суд выносит определение о прекращении производства по делу, указав в мотивировочной части на отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве. Между тем в документе говорится, что после возвращения заявления уполномоченного органа о признании должника в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение банкротных процедур, налоговики вправе обратиться в суд в общеисковом порядке с заявлением о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или о возмещении ими убытков. Напомним, недавно свое слово в деле банкротства юрлиц сказал Конституционный суд.

Речь шла о возмещении части расходов на процедуру банкротства с бывшего директора компании. КС в своем Постановлении указал, что налоговикам следовало подумать, прежде чем затевать процедуру банкротства компании, у которой не хватит средств на оплату услуг арбитражного управляющего.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+