Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Уголовное право - Когда сотрудник предоставляет удостоверение

Когда сотрудник предоставляет удостоверение

Когда сотрудник предоставляет удостоверение

Документы, которые могут служить заменой паспорта гражданину РФ

Паспорт хотя и основной документ, которым можно засвидетельствовать личность гражданина РФ, но все-же не единственный. Об этом сообщается в п. 1 Указа Президента РФ № 232

«Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»

от 13 марта 1997 г. и в п. 1

«Положения о паспорте гражданина Российской Федерации»

№ 828, утвержденного Постановлением Правительства РФ 8 июля 1997 года. Но если есть основной документ, значит должны быть и дополнительные, иначе, в выше указанных документах, должно было бы значиться «единственный» вместо «основной», а эти два понятия вовсе не идентичны.

В случае, когда Вас попросит предъявить документ удостоверения личности полицейский на улице, можно предоставить и военный билет или даже студенческий, ведь ни один нормативный правовой акт не обязывает гражданина России постоянно носить с собой паспорт.

В большинстве случаев такого документа бывает достаточно для освидетельствования своей личности. Если же Вы находитесь в командировке в другом городе, то лучше взять с собой паспорт, чтобы не было конфликтов с законом. В отдельных случаях при отсутствии паспорта гражданина РФ его могут заменить следующие документы:

  1. Для военнослужащих:
  • удостоверение личности военнослужащего согласно Постановлению Правительства РФ № 91 от 12.02.2003 «Об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации».
  • военный билет согласно Приказу Министра обороны РФ № 500 от 19.11.2007 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г.

    N 719» и «Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации».

  1. Работники прокуратуры согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» N 2202-1 от 17.01.1992 могут использовать в качестве удостоверения личности служебное удостоверение работника прокуратуры.
  2. Для служащих в ВМФ — паспорт моряка, который с 2014 года будет именоваться удостоверением личности моряка. Документ утвержден Постановлением Правительства РФ № 1508 от 01.12.1997 «Об утверждении Положения о паспорте моряка», а новый Постановлением № 628 от 18.08.2008 «О Положении об удостоверении личности моряка, Положении о мореходной книжке, образце и описании бланка мореходной книжки».
  3. Граждане, получившие статус беженца, получают удостоверение беженца согласно Федеральному закону № 4528-1 от 19.02.1993 «О беженцах».
  4. Несовершеннолетним до 14 лет — свидетельство о рождении.
  5. Лицам, освободившимся из мест лишения свободы выдается справка о судимости.
  6. Рядовым гражданам может быть выдано временное удостоверение личности. Согласно Постановлению Правительства РФ № 828 заменой паспорта может послужить временное удостоверение личности (форма № 2-П), его выдадут по Вашей просьбе, если паспорт сдан на замену.

    Такой документ по всем юридическим правилам приравнивается к паспорту до момента его восстановления.

Однако такие документы, хоть и являются настоящим удостоверением личности, но паспорт заменить не могут, поскольку имеют ограничения по срокам и очень специфичны по своей сути.

Паспорт – это единственный документ, который содержит всю самую необходимую информацию о человеке. Служебный, дипломатический и заграничный паспорт, как и паспорт моряка соответствуют международным стандартам и тоже могут временно служить удостоверением личности.

Такие документы оформляют на специальных бланках, у них есть своя система защиты от подделок.

Дополнительные документы в связи со спецификой работы

Некоторые специальности и должности, связанные с определенными законодательными требованиями, нуждаются в документальном подтверждении особенностей личности соискателя. ТК РФ и отдельные нормативные акты предусмотрели для таких профессий некоторую дополнительную документацию, которую вправе затребовать работодатель при трудоустройстве:

  1. справка об отсутствии судимости и/или уголовного преследования (возможно, о реабилитации после такового) нужна для некоторых должностей, предусматривающих ограничения по этому признаку, например, для работы в судебной системе.
  2. водительское удостоверение соответствующей категории (если работник устраивается на должность, предусматривающую вождение определенного вида транспорта);
  3. свежая справка о прохождении медицинского осмотра (по форме 086-У) об отсутствии противопоказаний для указанной профессиональной деятельности – для видов работы, связанных с опасностью для здоровья или в неблагоприятных условиях, а также для всех несовершеннолетних соискателей;
  4. разрешение на работу, выданное Федеральной Миграционной службой – для граждан других государств, устраивающихся работать в России;
  5. медицинская книжка (необходима при занятии должности в педагогической, медицинской, торговой сферах, а также для работников общественного питания);

8.

Как получить удостоверения работника тыла.

8.1. Имеете в виду статус ветерана Великой Отечественной войны (труженика тыла)? В этом случае обратитесь в архивы учреждений, предприятий, где работали в период войны, истребуйте сведения о вашей трудовой деятельности.

И только при наличии доказательств — в суд, устанавливайте в порядке особого производства факт вашей работы в тылу (не менее 6 месяцев) Удачи вам! Вам помог ответ? Да Нет

Men’s Health.

Журнал

Ответ: В описанном случае требование к полицейскому предъявить служебное удостоверение и снять удостоверение на видео незаконно. Дело в том, что закон «О полиции» различает обращение гражданина к сотруднику полиции и, наоборот, обращение полицейского к гражданину.

Так вот, сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина (наш случай) обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его (гражданина) выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. Предполагается при этом, что гражданин обращается к полицейскому не из праздного любопытства и не в провокационных целях, а для решения возникшей проблемы.

О предъявлении удостоверения и снятии его на видео речь в законе не идет. Следовательно, сотрудник полиции при обращении к нему гражданина не обязан предъявлять служебное удостоверение, да еще и разрешать снимать удостоверение на видео.

Об этом со ссылкой на закон «О полиции» и надо объявить гражданину. Уверен, что если гражданин по этому поводу обратится с соответствующей жалобой, например, в ГУВД по г. Москве, то в удовлетворении его жалобы будет отказано.

Полагаю нелишним еще напомнить, что если гражданин будет настаивать на предъявлении служебного удостоверения и станет за отказ в предъявлении служебного удостоверения, допустим, угрожать полицейскому насилием (даже не опасным для жизни или здоровья), то это чревато для него, как минимум, привлечением к уголовной ответственности по ст.

318 УК РФ. Иными словами, провокационные действия в отношении сотрудника полиции могут закончиться для провокатора печально. Другое дело, если полицейский обращается к гражданину. В этом случае он обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения.

В этом случае он обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения.

В нашем контексте возникает вопрос: что понимать под предъявлением по требованию гражданина служебного удостоверения? Это вовсе не означает, что сотрудник полиции обязан передать служебное удостоверение в руки гражданина. Полицейский обязан раскрыть служебное удостоверение и, держа в своих руках, дать гражданину возможность его осмотреть и прочитать.

Предоставление возможности снять удостоверение, к примеру, на мобильный телефон законом не предусмотрено. Допускаю в то же время, что полицейский может предоставить такую возможность гражданину, но уверяю, что ни один сотрудник полиции никогда и ни при каких обстоятельствах не позволит себе выпустить свое служебное удостоверение из рук и передать его в руки гражданина. Это обусловлено тем, что утрата служебного удостоверения несет для полицейского неблагоприятные последствия.

Остались вопросы? Задавай в комментариях.

Men’s Health. Журнал

Об этом со ссылкой на закон «О полиции» и надо объявить гражданину.

318 УК РФ. Иными словами, провокационные действия в отношении сотрудника полиции могут закончиться для провокатора печально. Другое дело, если полицейский обращается к гражданину.

В этом случае он обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения.

N 3-ФЗ «О полиции», в соответствии с которыми полиция имеет право, в том числе в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, получать необходимые объяснения, справки, документы (их копии), атакже запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации. При этом указанные запросы уполномоченных должностных лиц полиции

Документы сотрудника полиции

Самый важный документ для любого полицейского — его удостоверение. Это небольшая красная книжечка, содержащая в основном номера — идентификаторы.

Из информации о владельце там имеется только ФИО и фотография. Удостоверение имеет следующий вид:

  1. Правая половина — номер удостоверения, должность сотрудника, ФИО сотрудника, печать подразделения, штрих — код, дата выдачи удостоверения, подпись руководителя отдела, в котором удостоверение выдано.
  2. Левая половина — фотография, эмблема государственного органа, личный код, дата действия удостоверения, голографическая наклейка;

Удостоверение — самый главный документ сотрудника полиции.

Без него полицейский — обычный человек, не имеющий прав, положенных ему по долгу службы. Остальные же документы, которые должен предоставить сотрудник полиции, зависят от обстоятельств, по которым сотрудник к вам обратился. Например, для обыска потребуется ордер, а для ареста — постановление суда.

Статья 10. Сотрудник

Федеральный закон О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, N 328-ФЗ | ст.

10 1. Правовое положение (статус) сотрудника определяется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, регулирующими особенности поступления на службу в органы принудительного исполнения, прохождения и прекращения службы в органах принудительного исполнения. 2. На сотрудников возлагаются обязанности, связанные с выполнением задач, в том числе с риском для жизни и здоровья, в связи с чем им предоставляются социальные гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации.
2. На сотрудников возлагаются обязанности, связанные с выполнением задач, в том числе с риском для жизни и здоровья, в связи с чем им предоставляются социальные гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации. 3. Сотрудник может проходить службу в органах принудительного исполнения в случае его зачисления в распоряжение органа принудительного исполнения.

При этом сотрудник не замещает должность в органах принудительного исполнения.

Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах принудительного исполнения, когда он не замещает должность в органах принудительного исполнения. 4. Сотруднику выдаются служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером. Образцы служебного удостоверения и специального жетона сотрудника и порядок их выдачи утверждаются федеральным органом принудительного исполнения.

Служебное удостоверение сотрудника является документом, подтверждающим личность сотрудника, его принадлежность к органу принудительного исполнения, должность и специальное звание сотрудника. Служебное удостоверение сотрудника подтверждает его право на ношение и хранение огнестрельного оружия и (или) специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные сотруднику законодательством Российской Федерации. 5. Сотрудник исполняет служебные обязанности и пользуется правами в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах своей компетенции по замещаемой должности.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц. сетях

© 2000-2020 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.

Москва Комсомольский пр., д. 7 Санкт-Петербург наб. р. Фонтанки, д. 59 Екатеринбург: Нижний Новгород: Ростов-на-Дону: Казань: Челябинск: закрыть

Документы, которые кадровик может и обязан потребовать от поступающего на работу

Ю.Л. Комина,юрист Опубликовано в номере: №5 / 2002 Статья 19 КЗоТ РФ гласила:

«При приеме на работу запрещается требовать от трудящихся документы, помимо предусмотренных законодательством»

.

Этим «законодательством» почти 18 лет считались Типовые правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР. С 1992 года сомнения в нормативном правовом характере и статусе этого документа позволяли кадровикам и иным, ответственным за прием на работу лицам, требовать от работников немыслимое количество документов.Трудовым кодексом РФ, а именно его статьей 66 наконец-то более или менее четко определен перечень документов, предъявляемых при заключениитрудового договора (приеме на работу). Но что понимается под тем или иным документом?

Как применять часть вторую статьи 66 Кодекса, допускающую возможность требования кадровиками дополнительных документов?

О чем кадровик должен спросить поступающего на работу по нормам иных (кроме Кодекса) правовых актов, но при этом не имея права требовать предъявления документов, подтверждающих тот или иной юридический факт?На эти и другие вопросы попытаемся дать ответы с помощью толкования норм статьи 65 Трудового кодекса РФ в системной связи с нормами других правовых актов.ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Какие документы однозначно нужно и можно попросить представить поступающего на работу1.

Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. На территории Российской Федерации основным документом, удостоверяющим личность, является паспорт гражданина Российской Федерации. Его обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Произвести замену паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации Правительство РФ первоначально планировало до 31.12.2005.

Но с 07.02.2002 этот срок сокращен и поэтапная замена паспортов должна быть осуществлена до 31.12.2003.В паспорте гражданина Российской Федерации производятся отметки:

  1. о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета — соответствующими органами регистрационного учета;
  2. о детях, не достигших 14-летнего возраста, — органами записи актов гражданского состояния и органами внутренних дел;
  3. об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, — соответствующими военными комиссариатами и органами внутренних дел;
  4. о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, — органами внутренних дел или другими уполномоченными органами.
  5. о регистрации и расторжении брака — соответствующими органами записи актов гражданского состояния и органами внутренних дел;

Кроме того, с 07.02.2002 органы внутренних дел будут проставлять в паспорте отметки о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность.По желанию гражданина в паспорте также производятся отметки:

  1. о его группе крови и резус-факторе — соответствующими учреждениями здравоохранения;
  2. об идентификационном номере налогоплательщика — соответствующими налоговыми органами.

Помните, что срок действия паспорта гражданина зависит от возраста:от 14 лет — до достижения 20-летнего возраста;от 20 лет — до достижения 45-летнего возраста;от 45 лет — бессрочно.По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по месту их жительства по окончании установленного срока военной службы по призыву.Кроме паспорта документами, удостоверяющими личность, в Российской Федерации признаются Наименование документаKатегория лицСвидетельство о рожденииДля лиц, не достигших 14-летнего возрастаЗаграничный паспортДля постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории Российской ФедерацииВоенный билетДля военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов)Удостоверение личностиДля солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контрактуСправка об освобождении из мест лишения свободыДля лиц, освободившихся из мест лишения свободыСвидетельство о регистрации ходатайства иммигранта о признании его беженцем Для беженцев, не имеющих статуса беженца и подавших ходатайство о признании таковымиУдостоверение беженца Для беженцевСвидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской ФедерацииДля лиц, которым предоставлено временное убежище на территории Российской ФедерацииНесколько слов о заграничных паспортах. Согласно статье 7 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ

«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

(с изм.

на 24.06.1999) заграничный паспорт (дипломатический паспорт, служебный паспорт) является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.

По сути своей такой паспорт удостоверяет личность российского гражданина на территории иностранного государства. Другое дело — иностранный гражданин.

В соответствии со статьей 24 того же Закона иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.Для большинства стран СНГ международными договорами предусмотрены безвизовые поездки и к документам, удостоверяющим личность граждан при передвижении на территории Российской Федерации, относятся общегражданские паспорта этих государств, заграничные паспорта и иные удостоверения личности. Правда, такие документы должны представляться с нотариально заверенным переводом. Такое же условие, как правило, содержится в международных договорах Российской Федерации с иными государствами.

Однако ставится условие о наличии российской визы. Следует помнить, что привлечение иностранной рабочей силы осуществляется по специальным правилам.

Прежде всего, в настоящее время этот вопрос регулируется Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента РФ от 16.12.1993 № 2146.

Кроме того, на территориях различных субъектов Российской Федерации действуют свои нормативные правовые акты, которые устанавливают, какие именно документы, удостоверяющие личность, должны предъявляться иностранными гражданами. Проект Федерального закона

«О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы»

был представлен Правительством РФ в Государственную Думу РФ еще в 1997 году. Рассмотрение этого и иных проектов планировалось в конце 2001 г.

Возможно, со вступлением в силу Трудового кодекса РФ, такой федеральный закон будет принят в ближайшие год-два.Что касается лиц без гражданства, то согласно статье 24 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации» они могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.Теперь о справке об освобождении из мест лишения свободы.
Возможно, со вступлением в силу Трудового кодекса РФ, такой федеральный закон будет принят в ближайшие год-два.Что касается лиц без гражданства, то согласно статье 24 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации» они могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.Теперь о справке об освобождении из мест лишения свободы.

По сути она является документом, удостоверяющим личность, но на небольшой срок. Справки по форме «А» выдаются лицам, в отношении которых приговор отменен с прекращением уголовного дела или передачей дела на новое рассмотрение, с заменой меры пресечения на более мягкую; по форме «Б-ИЛ» — лицам, не погасившим при отбывании наказания задолженность по исполнительным листам (в том числе по исполнительным листам о взыскании алиментов на содержание детей); по форме «Б» — всем остальным освобождаемым гражданам Российской Федерации; по форме «В» — иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в России до ареста, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживавшим до ареста за границей, но после освобождения остающимся на временное или постоянное жительство в Российской Федерации.

Однако, наличие такой справки не освобождает лицо от обязанности предъявить паспорт. Согласно ст. 173 Уголовно-исполнительного кодекса РФ освобождаемому из мест лишения свободы на руки выдаются: паспорт, трудовая книжка и пенсионное удостоверение.У кого однозначно не может быть общегражданского (национального паспорта) — это у лиц, подпадающих под действие Закона РФ от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах» (с изм. на 07.11.2000). Согласно этому Закону при получении свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, удостоверения беженца или свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность, передаются на хранение в федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе либо в его территориальный орган.

Поскольку право на трудоустройство данной категории лиц предоставлено Законом, именно перечисленные выше документы являются документами, удостоверяющими личность, а следовательно, должны представляться при заключении трудового договора.Помимо вышеуказанных, удостоверять личность могут и иные документы, выдаваемые органами внутренних дел. Так, например, при утрате или похищении паспорта, орган внутренних дел по заявлению гражданина выдает временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации по форме № 2П на срок не более 2-х месяцев.2. Трудовая книжка. Трудовая книжка согласно статье 66 Трудового кодекса РФ является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Она является вторым, обязательным к предъявлению документом при заключении трудового договора. Исключение составляют случаи, когда договор заключается впервые (то есть работник впервые приступает к трудовой деятельности, и у него еще нет трудовой книжки), или когда работник поступает на работу на условиях совместительства.Работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше 5 дней, в случае, если работа в этой организации является для работника основной.

В трудовой книжке должны быть сведения о:

  • награждениях за успехи в работе.
  • выполняемой работе;
  • увольнении;
  • переводах на другую постоянную работу;
  • основаниях прекращения трудового договора;
  • работнике;

Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение. В отличие от паспорта или иных документов, удостоверяющих личность, трудовая книжка не просто предъявляется, а передается кадровику и хранится в отделе кадров до тех пор, пока работник продолжает работу в данной организации.Принимая трудовую книжку от поступающего на работу, кадровику следует убедиться в правильности записей, внесенных по последнему месту работы, а еще лучше, двум-трем. Особое внимание следует обратить на фамилию — если она менялась, а соответствующих записей не произведено то, работнику нужно обратиться к работодателю, не сделавшему соответствующих отметок.Также необходимо проверить правильность внесения записей о прекращении трудового договора по предыдущему месту работы.

Записи должны производиться в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса РФ или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующую статью, пункт Кодекса или иного федерального закона.

Согласно пункту 2.5 пока еще действующей Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях1 , в случае выявления неправильной или неточной записи, исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись. Если предприятие, внесшее неправильную или неточную запись, ликвидировано, исправления вносятся правопреемником, а при его отсутствии — вышестоящей организацией, которой было подчинено ликвидированное предприятие.В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются Правительством РФ.

Пока Правительство РФ не приняло соответствующее постановление, работодатели руководствуются постановлением Совета Министров СССР от 06.09.1973 № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» (с изм.

на 15.08.1990) и указанной выше Инструкцией.

До принятия соответствующего нормативного правового акта и упорядочения ситуации с трудовыми книжками в целом, хождение будут иметь трудовые книжки образца 1975 г.Если работник поступает на работу впервые, кадровик заводит трудовую книжку.Неясным остается только один вопрос.

Должен ли работник предъявлять трудовую книжку при поступлении на работу к работодателю — физическому лицу. Согласно части третьей статьи 66 Трудового кодекса РФ такая категория работодателей не наделена правом внесения в трудовые книжки каких-либо записей, а следовательно, поступающий на работу может по своему усмотрению предъявить (именно предъявить, а не представить, и тем более передать) трудовую книжку, хотя бы для того, чтобы работодатель мог выяснить, по какой профессии (должности) работал принимаемый, за что был уволен.3.

Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ

«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»

(с изм.

на 25.10.2001) Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета и анкетные данные указанного лица.Работодатель обязан потребовать от застрахованного лица предъявления страхового свидетельства, а застрахованное лицо, в свою очередь, предъявить такое свидетельство при приеме на работу по трудовому договору, при заключении договоров гражданско-правового характера, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Кадровик обязан проверить соответствие предъявленного страхового свидетельства документу, удостоверяющему личность застрахованного лица. При представлении в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений о стаже и заработке работника работодатель указывает страховой номер, содержащийся в страховом свидетельстве.Если трудовой договор заключается впервые, то страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляется работодателем.

Для этого в течение 2-х недель с момента приема на работу работодатель представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ специальную анкету на работника, заверенную личной подписью застрахованного лица. Если это лицо не имеет возможности лично заверить анкету по причине длительного (свыше 1 месяца) нахождения в командировке, длительной болезни или иной причине, работодатель указывает эту причину в анкете, которую сам же и заверяет.На основании представленной анкеты застрахованного лица территориальный орган Пенсионного фонда РФ в течение 3-х недель принимает решение:

  1. открыть лицевой счет и оформить соответствующее страховое свидетельство;
  2. оформить запрос об уточнении сведений, необходимых для регистрации застрахованного лица.

Территориальный орган выдает работодателю оформленные страховые свидетельства и в необходимых случаях — запросы об уточнении сведений вместе с сопроводительной ведомостью.В течение недели после получения от территориального органа Пенсионного фонда РФ страховых свидетельств работодатель выдает их работающим у него застрахованным лицам. О получении работники расписываются в сопроводительной ведомости.Страховые свидетельства государственного пенсионного страхования не передаются ни в отдел кадров, ни в бухгалтерию, а хранятся у застрахованных лиц.4.

Документы воинского учета. Согласно статье 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. на 13.02.2002) на руководителей, других ответственных за военно-учетную работу должностных лиц (работников) организаций возложены обязанности по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности, в том числе обязанность по направлению в 2-недельный срок по запросам военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет, необходимых для занесения в документы воинского учета сведений о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.12.1998 № 1541, воинскому учету подлежат граждане:

  1. женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность, при наличии которой граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет (специальность устанавливается по утвержденному перечню).
  2. мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;

Документы воинского учета необходимы для воинского учета граждан в организациях. Он осуществляется по личной карточке (форма № Т-2), в разделе II.

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется этот раздел карточки, являются:

  1. для граждан, пребывающих в запасе — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  2. для граждан, подлежащих призыву на военную службу — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Для осуществления воинского учета руководители, другие ответственные за военно-учетную работу дол жностные лица или работники организаций (как правило, это кадровики) обязаны:

  • направлять граждан, подлежащих постановке на воинский учет, в соответствующий орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства;
  • проверять при приеме на работу у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу. При приеме указанных документов гражданам выдается расписка;
  • сообщать в 2-недельный срок в военные комиссариаты о всех гражданах, пребывающих в запасе, гражданах, подлежащих призыву на военную службу, и принятых на работу или уволенных с работы;
  • ежегодно представлять в соответствующие военные комиссариаты в сентябре списки юношей 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
  • установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу, на воинском учете;
  • обеспечить полноту и качество воинского учета граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, из числа работающих в организациях;
  • направлять в 2-недельный срок по запросам военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет, необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, встающих на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
  • совершать иные действия, предусмотренные Положением о воинском учете.
  • сверять не реже 1 раза в год сведения о воинском учете граждан в личных карточках с документами воинского учета военных комиссариатов, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, с учетными данными органа местного самоуправления;

Именно для соблюдения этих требований, кадровик обязан потребовать документы воинского учета. Кстати, напомню, что в соответствии со статьей 21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (вступающего в силу с 01.07.2002), непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, — влечет наложение административного штрафа в размере от 3 до 10 минимальных размеров оплаты труда.

Таким же штрафом будет наказано несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете (часть 2 статьи 21.4 Кодекса).5. Документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний.

При поступлении лица на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки работник должен представить определенные документы. Так, в соответствии со статьей 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ. Подтверждением наличия такого ценза, или, выражаясь языком норм статьи 65 Трудового кодекса РФ, соответствующего образования, являются специальные документы.Согласно статье 27 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании» (с изм.

на 13.02.2002) образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением.Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.Указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании квалификации и в документах о послевузовском профессиональном образовании — ученые степени дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.

Квалификационные требования устанавливаются в квалификационных характеристиках, содержащихся в Квалификационных справочниках и Единых тарифно-квалификационных справочниках.В Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы):

  • высшее профессиональное образование;
  • среднее (полное) общее образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • начальное профессиональное образование;
  • основное общее образование;
  • послевузовское профессиональное образование.

Документом, подтверждающим основное общее образование является аттестат об основном общем образовании, он выдается выпускникам IX класса.Документом, подтверждающим среднее (полное) общее образование является аттестат о среднем (полном) общем образовании.

Он выдается выпускникам XI (XII) классов.Обучающимся IX, XI (XII) классов, не допущенным к государственной (итоговой) аттестации, а также выпускникам, не прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается справка об обучении в общеобразовательном учреждении установленного образца.Бланки аттестатов об основном общем и среднем (полном) общем образовании печатаются только по заказу Министерства образования Российской Федерации, имеют единую порядковую нумерацию и являются документами строгой отчетности (приказ Минобразования России от 02.04.1996 № 143 «Об утверждении Положения о порядке хранения, выдачи и учета документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании»).Выпускникам общеобразовательного учреждения, не имеющего свидетельства о государственной аккредитации, после прохождения ими государственной (итоговой) аттестации выдается документ об уровне общего образования в соответствии с лицензией.

Он выдается выпускникам XI (XII) классов.Обучающимся IX, XI (XII) классов, не допущенным к государственной (итоговой) аттестации, а также выпускникам, не прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается справка об обучении в общеобразовательном учреждении установленного образца.Бланки аттестатов об основном общем и среднем (полном) общем образовании печатаются только по заказу Министерства образования Российской Федерации, имеют единую порядковую нумерацию и являются документами строгой отчетности (приказ Минобразования России от 02.04.1996 № 143

«Об утверждении Положения о порядке хранения, выдачи и учета документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании»

).Выпускникам общеобразовательного учреждения, не имеющего свидетельства о государственной аккредитации, после прохождения ими государственной (итоговой) аттестации выдается документ об уровне общего образования в соответствии с лицензией.

Форма документа определяется самим общеобразовательным учреждением (приказ Минобразования России от 03.12.1999 № 1075

«Об утверждении Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации»

(с изм. на 16.03.2001).Документами об уровне образования и квалификации для выпускников учреждений начального профессионального образования являются:

  1. свидетельство об уровне квалификации — выдается лицам, прошедшим профессиональную подготовку, повышение квалификации и профессиональную переподготовку по специальностям, а также лицам, поступившим в учреждения начального профессионального образования, но не завершившим по различным причинам полный курс обучения в них и прошедшим аттестацию (приказ Минобразования России от 03.06.1994 № 183 «Об утверждении документов государственного образца об уровне образования и квалификации для выпускников учреждений начального профессионального образования» (с изм. на 14.01.1998).
  2. диплом об уровне образования и квалификации — выдается лицам, получившим начальное профессиональное образование и прошедшим аттестацию;

Документами о среднем профессиональном образовании являются диплом о среднем профессиональном образовании государственного образца и приложение к нему — выдаются выпускникам средних специальных учебных заведений или иных образовательных учреждений среднего профессионального образования, прошедшим в установленном порядке итоговую государственную аттестацию в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию по соответствующим специальностям.

Студенту, отчисленному из образовательного учреждения среднего профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию выдается академическая справка (постановление Госкомвуза России от 10.04.1996 № 6

«Об утверждении Инструкции о порядке ведения, заполнения и выдачи государственных документов о среднем профессиональном образовании»

(с изм. на 13.04.2000).Академическая справка представляет собой академическую ведомость, отражающую объем и содержание полученного образования. Академическая справка выполняется на типографском бланке единого образца без обложки (постановление Госкомвуза России от 27.12.1995 № 8

«О требованиях к образцам государственных документов о среднем профессиональном образовании»

(с изм.

на 12.04.2000).Документами о высшем и послевузовском профессиональном образовании в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ

«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

(с изм. на 30.12.2001) являются:

  • диплом о неполном высшем профессиональном образовании;
  • диплом магистра;
  • диплом специалиста с высшим профессиональным образованием;
  • диплом бакалавра;
  • справка установленного образца о незаконченном высшем профессиональном образовании.

Диплом о неполном высшем профессиональном образовании выдается лицам, не завершившим обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за 2 года обучения). Справки же выдаются лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего и послевузовского профессионального образования.По результатам защиты диссертации лицу присваивается ученая степень и выдается диплом кандидата наук или диплом доктора наук.

Кстати, Правительство РФ постановлением от 30.01.2002 № 74 утвердило Положение о порядке присуждения ученых степеней, в котором подробно регулируется вопрос выдачи дипломов.Несколько слов о повышении квалификации.

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (утверждено постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 (с изм.

на 10.03.2000) государственное образовательное учреждение дополнительного повышения квалификации, а также прошедшее аккредитацию негосударственное образовательное учреждение повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:

  1. диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;
  2. удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  3. диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.
  4. свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;

Что касается документов об образовании негосударственного образца, выданных негосударственными образовательными учреждениями, то вопрос о возможности приема работников с такими документами может быть рассмотрен и решен аттестационной комиссией.ЧАСТЬ ВТОРАЯ Какие документы нужны кадровику, и вправе ли он попросить их представить?Статьей 65 Трудового кодекса РФ установлено, что в отдельных случаях с учетом специфики работы Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Требовать от лица, поступающего на работу документы помимо перечисленных в части первой статьи 65 Кодекса, а также предусмотренных указанными нормативными правовыми актами, запрещено.Для того, чтобы определить, какие документы (помимо основных) могут понадобиться кадровику и выяснить, вправе ли он их потребовать, обратимся прежде всего к нормам самого Трудового кодекса РФ. Буквального и точного указания на то, что при заключении трудового договора с отдельными лицами, требуются такие-то документы, в нормах Кодекса нет. Но из их правового анализа можно сделать ряд следующих выводов.I.

Как быть с медицинским освидетельствованием (осмотром)?Согласно статье 69 Трудового кодекса РФ обязательному предварительному медицинскому освидетельствованию при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста 18 лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами.Предварительный медицинский осмотр (то есть осмотр при поступлении на работу) в силу статьи 213 Трудового кодекса РФ обязателен для категорий работников, перечисленных в таблице на стр. 50.В случае необходимости по решению органов местного самоуправления в отдельных организациях могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров (обследований). № п/пKатегория работниковЦель осмотра1Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиям труда (в том числе на подземных работах)Определение пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний2Работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта 3Работники: а) организаций пищевой промышленности; б) организаций общественного питания; в) организаций торговли; г) водопроводных сооружений; д) лечебно-профилактических и детских учреждений; е) некоторых других организацийОхрана здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения заболеванийВредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся предварительные медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно статье 21

«Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»

(с изм. на 02.12.2000) Перечень профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, работники которых должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утверждает Правительство РФ. Такой акт был принят Правительством РФ в 1999 году (постановление от 08.09.1999 № 1020).

Правда, он касается профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов. В остальном на сегодняшний день порядок проведения медицинских осмотров определяется следующими нормативными правовыми актами:

  1. приказом Минздрава России от 10.12.1996 № 405 «О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников».
  2. совместным приказом Минздрава России и Госкомсанэпиднадзора России от 05.10.1995 № 280, 88 «Об утверждении временных Перечней вредных, опасных веществ и производственных факторов, а также работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры работников»;
  3. приказом Минздрава России от 14.03.1996 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» (с изм. на 06.02.2001);

Итак, с нормативной правовой базой определились. Теперь перейдем к анализу норм.

Должен и вправе ли кадровик требовать от поступающего на работу представления медицинского заключения?Исходя из того, что только результаты предварительного медицинского осмотра отвечают на вопрос, пригоден ли человек к выполнению той или иной работы по состоянию здоровья, решение о приеме на работу должно приниматься на основании медицинского заключения. Более того, прием на работу только после прохождения предварительного медицинского осмотра (условие является обязательным и однозначно трактуемым) предусмотрен статьей 266 Трудового кодекса РФ в отношении лиц в возрасте до 18 лет, а также статьей 328 Трудового кодекса РФ в отношении работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств. Очевидно, что и в отношении иных, рассмотренных выше категорий лиц, кадровик может начать процедуру заключения трудового договора и приема на работу, только при наличии медицинского заключения.Часть пятая статьи 213 Трудового кодекса РФ устанавливает обязательность психиатрического освидетельствования не реже 1 раза в 5 лет для работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности.

Условия о предварительности такого освидетельствования при поступлении на работу данная норма прямо не предусматривает.

Но если работник принимается на работу в учебно-воспитательное учреждение и медицинским психиатрическим противопоказанием являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, а также эпилепсия, то неужели в том, что у работника нет этих заболеваний, работодатель может убедиться только через 5 лет?

Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержден постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 (с изм. на 21.07.2000). Ознакомившись с ним, кадровик может составить списки работ, при приеме на которые он должен потребовать прохождения психиатрического освидетельствования и представления медицинского заключения. Кстати, в отношении педагогической деятельности из этого порядка планируется сделать изъятие.

Поскольку, в силу статьи 331 Трудового кодекса РФ перечни соответствующих медицинских противопоказаний, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, устанавливаются не постановлением Правительства РФ, а федеральными законами.Кроме вышеперечисленных случаев, медицинское заключение представляется при заключении трудового договора о выполнении работ вахтовым методом. Оно должно подтверждать, что лицо не имеет медицинских противопоказаний к этим работам.Только при наличии медицинского заключения возможно заключение трудового договора с лицами, прибывшими в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (статья 324 Трудового кодекса РФ). Причем, в заключении должно быть однозначно указано, что противопоказания для работы и проживания в данных районах и местностях отсутствуют.В Трудовом кодексе РФ установлены и иные случаи, при которых медицинское заключение играет важную роль и при заключении трудового договора, и, как следствие, при предоставлении работникам отдельных гарантий.При поступлении на работу наличие у человека медицинского заключения не обязательно.

Инициатива медицинского осмотра должна исходить от кадровика или иного лица, отвечающего за прием работников и заключение трудовых договоров. Для этого поступающему на работу на руки выдается направление на медицинский осмотр.Согласно Положению о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, утвержденному приказом Минздрава России от 14.03.1996 № 90,

«работникам, прошедшим осмотр и признанным годными к работе с вредными, опасными веществами и производственными факторами, заключение выдается на руки»

. В том случае, когда работникам противопоказана работа с вредными, опасными веществами и производственными факторами или в конфликтных случаях, им на руки выдается заключение клинико-экспертной комиссии (КЭК), а копия пересылается в 3-дневный срок работодателю, выдавшему направление.II.

Когда нужна справка о характере и условиях труда?Согласно статье 283 Трудового кодекса РФ при приеме на работу по совместительству в другую организацию, работник обязан предъявить работодателю паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Кроме этого, при приеме на работу по совместительству, требующую специальных знаний, работодатель имеет право потребовать от работника предъявления диплома или иного документа об образовании или профессиональной подготовке либо их надлежаще заверенных копий, а при приеме на тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда — справку о характере и условиях труда по основному месту работы. Это и есть еще один дополнительный документ.

Если раньше при поступлении на работу по совместительству не по месту основной работы гражданин обязан был в любом случае представлять справку об основном месте работы (абзац 4 пункта 1 постановления Совмина СССР от 22.09.1988 № 1111 (с изм.

и доп.), то в соответствии с новым Трудовым кодексом РФ справка требуется только при приеме на некоторые работы. Очевидно, законодатели исходили из того, что работодатель не по основному месту работы самостоятельно должен обратиться к работодателю по основному месту работы для того, чтобы убедиться в приеме работника именно по совместительству и наличии у него основного места работы.III.

Справка о наличии (отсутствии) судимости в некоторых случаях все еще нужнаВ отношении лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость, федеральные законы предусматривают отдельные ограничения, в том числе на занятие определенными видами деятельности, выполнение определенных работ. Прежде всего, законодательством о государственной службе запрещено заключение контрактов с гражданами, имеющими судимости. Такое же ограничение, только в отношении иной категории работников, предусмотрено и самим Трудовым кодексом РФ.

Так, согласно статье 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления.

Если система государственной службы предполагает тотальную проверку статуса поступающего на службу, в том числе и по такому параметру, как наличие судимости, то, например, образовательное учреждение такими полномочиями, а тем более необходимым для этого аппаратом не располагает, а допустить человека к педагогическому процессу, не убедившись в отсутствии судимости, не может.

Однако все это не дает права требовать справки об отсутствии судимости. Для этого можно направить запрос в органы внутренних дел, но с соблюдением всех правил, предусмотренных нормами Трудового кодекса РФ о защите персональных данных работника. Есть еще один момент. Приказом МВД России от 01.11.2001 № 965 была утверждена

«Инструкция о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости»

.

Согласно ей, гражданин сам может обратиться в органы внутренних дел, где ему по его заявлению выдадут справку.

Но кадровикам не предоставлено право требовать от работника представления такой справки, за некоторым исключением. Речь идет о тех случаях, когда заключается трудовой договор с руководителем организации, а также с лицами, претендующими на должности в исполнительном органе управления. Здесь нужно выделить два аспекта.

Первый. Занимать указанные должности, то есть осуществлять функции единоличного исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда, и входить в состав совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда не могут лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономической деятельности или за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»).

Такой же запрет установлен в отношении кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей — наличие у них судимости за совершение преступлений в сфере экономики является основанием для отказа в регистрации кредитной организации и выдачи ей лицензии на осуществление банковских операций (Закон РФ от 02.12.1990 № 395-I «О банках и банковской деятельности»). Таким образом, потребность в информации о судимости указанных лиц есть, а реального механизма ее получения от соискателей пока нет.Второй.

С руководящими должностями законодательство связывает отдельные виды наказаний, как уголовных, так и административных в соответствии с новым Кодексом РФ об административных правонарушениях.Прежде всего, статьей 44 Уголовного кодекса РФ предусмотрено такое уголовное наказание, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Оно состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью; устанавливается оно на срок от 1 года до 5 лет в качестве основного вида наказания и на срок от 6 месяцев до 3 лет в качестве дополнительного (статья 47 УК РФ). Как кадровику узнать, не лишен ли соискатель права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью? Согласно статье 37 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязаны исполнять требования приговора, представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания, а также сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении с работы.

Если формально запрет работником и работодателем все же нарушен, то есть работник принят на запрещенную ему должность, то, прежде всего, сама уголовно-исполнительная комиссия уведомит работодателя о том, что он не исполняет (нарушает) вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Также будет привлечен к ответственности и сам осужденный, а трудовой договор, заключенный с ним, будет подлежать расторжению.

Поскольку уголовное наказание преследует прежде всего цели по пресечению поступления на должности государственной и муниципальной службы, то административное наказание в виде дисквалификации, вводимое с 01.07.2002 новым Кодексом РФ об административных правонарушениях, ориентировано на все организации. Согласно статье 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет). Напомню, что по статье 273 Трудового кодекса РФ руководителем организации признается физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Таким образом, нормы статьи 3.11 КоАП РФ полностью распространяются на руководителей организации.

Но опять же, требовать от принимаемого на должность руководителя организации документ, подтверждающий, что он не дисквалифицирован, кадровик не вправе. В соответствии с частью второй статьи 32.11 КоАП РФ, при заключении договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц. Что это будет за орган и как можно будет получить такую информацию из реестра — определят подзаконные нормативные правовые акты, принятые в будущем во исполнение КоАП РФ.IV.

Нужна ли справка о заработной плате и кому?Анализируя перечень «иных документов», нельзя обойти вниманием справки с предыдущего места работы. Формально право на требование работодателем одного вида таких справок, было закреплено статьей 8 Закона РФ от 07.12.1991 № 1998-I «О подоходном налоге с физических лиц» — справка о заработной плате была необходима для подтверждения доходов, полученных по прежнему месту работы. Следует отметить, что требовать такой документ при приеме на работу (то есть при заключении трудового договора) работодатели и тогда не имели права.

Сначала человек оформлялся по всем правилам, установленным законодательством о труде, и только после этого бухгалтерия могла попросить работника представить справку о заработной плате с предыдущего места работы.В настоящее время статья 218 части второй Налогового кодекса РФ устанавливает необходимость представления справки о полученных налогоплательщиком доходах, выдаваемой предыдущим работодателем — налоговым агентом. Это случай, когда налогоплательщик начал работать не с первого месяца налогового периода, и решается вопрос о предоставлении ему налоговых вычетов, предоставляемых по новому месту работы, но с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты.

Воспользоваться таким правом работодатель (а в данном случае — это бухгалтерия) также может в период работы работника, то есть после заключения трудового договора.Кстати, согласно статье 62 Трудового кодекса РФ по письменному заявлению работника работодатель в числе копий документов, связанных с работой, обязан не позднее 3-х дней со дня подачи заявления выдать работнику справки о заработной плате, периоде работы у этого работодателя.V.

Характеристики и рекомендации можно попросить. Но лучше у прежних работодателейНесмотря на запреты, устанавливаемые еще статьей 19 КЗоТ РФ, работодатели очень часто требовали от поступающих на работу предоставления характеристик с прежнего места работы. В настоящее время, законодательство устанавливает необходимость такого документа только при сдаче отдельных квалификационных экзаменов, аккредитации и проведении иных мероприятий.Если же работодателю важно мнение предыдущего работодателя или рекомендации бывших коллег соискателя, то он не вправе требовать предоставления таких документов от работника, а может только вежливо спросить, есть ли у соискателя возможность представить такие документы, и не хочет ли он это сделать.

Но лучше всего обратиться напрямую по прежнему месту работы, при этом выполнив требования статей Главы 14 Трудового кодекса РФ.Скорее всего, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, устанавливающие особенности приема на работу отдельных категорий граждан, все же последуют. Это очевидно в силу того, что и законодательство об информации, и пенсионное законодательство, и законодательство о государственной и муниципальной службе подверглись и будут подвергаться существенным изменениям. А пока документы, не предусмотренные Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, требовать запрещено.

Поэтому будьте очень аккуратны, предлагая работнику предъявить тот или иной документ. Указ Президента РФ от 13.03.1997 № 232

«Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»

. Положение о паспорте гражданина РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 (с изм.

на 22.01.2002) Утверждена постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162 (с изм. на 19.10.1990). Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Что сказано в законе о полиции?

Основополагающим документом, определяющим права и обязанности полицейского, является Закон РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». Конституция предоставляет всем гражданам страны права и свободы на всей территории России, но в соответствии с п.2 ч.1 ст.13 Закона у полиции есть право проверки их документов для установления личности, при условии наличия определенных, веских оснований.

Поведение полицейского и порядок обращения его к гражданину определяется ч.4 ст.5 Закона №3-ФЗ.

Прежде всего, сотрудник полиции должен представиться и объяснить причины своего обращения. Если требуется задержание гражданина, то ему должны быть объяснены мотивы ограничительных мер, а также его права и обязанности.

О документах сотрудника МВД России

В соответствии с ФЗ № 342 от 30.11.2011 «О службе в органах внутренних дел РФ», все сотрудники органов внутренних дел имеют служебное удостоверение.Оно является документом, удостоверяющим личность сотрудника, его отношение к структуре МВД России (территориальному органу, подразделению), а также, подтверждает должность и звание.Этот документ является подтверждением права сотрудника полиции на ношение и хранение боевого огнестрельного оружия и специальных средств.

Кроме того, удостоверение подтверждает особые права и полномочия, которыми наделен сотрудник, согласно законодательству РФ.В ФЗ № 342 указано, что служебное удостоверение выдается при назначении на должность, переводе, изменении звания, личных данных (ФИО) и места службы. Также, замене подлежит удостоверение с истекшим сроком годности, взамен испорченного или утраченного – выдается новое.Удостоверение не может быть использовано вне службы, а также, в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей.

Передача другому лицу – категорически запрещена.Полицейский не вправе использовать документ, отличающийся от установленного образца и имеющий потертости и исправления. Сотрудник, завершивший службу в структуре МВД, обязан сдать служебное удостоверение.

Использование документа устаревшего образца – не допускается.

Основания для проверки документов

Любой сотрудник полиции обязан действовать в соответствии с законодательством Российской Федерации, основной закон, регламентирующий деятельность сотрудников полиции — ФЗ «О полиции».В упомянутом законе имеется ст.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+