Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Что значит мешает видимости волителя

Что значит мешает видимости волителя

Что значит мешает видимости волителя

ЗОНА ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ


После появления автомобилей начали регулярно возникать определенные сложности в плане взаимоотношений автомобилистом и сотрудников автоинспекции. Здесь мы рассмотрим проблему, которая касается наличия зон ограниченной видимости. Довольно распространенными причинами конфликтов между водителем и автоинспекцией являются именно они. В этом случае закон на стороне сотрудников проверяющего ведомства.

К тому же, они очень редко признают, что являются не правыми.

Что означает недостаточная видимость

Бывалые автомобилисты нередко сталкивались с условиями, в которых существенно падает обзорность дорожной обстановки. Это может происходить как по причине образовавшихся туманов, сильных дождей либо чрезмерно слепящих солнечных лучей.

Водителю не удается четко различить предметы или людей в нескольких десятках или сотнях метров.

Подобные условия описаны в . Поэтому, разбираясь, что для автомобилистов означает такой важный термин, как недостаточная видимость, необходимо обратиться к ПДД. Важно! Недостаточная видимость на дороге – это период тёмного времени суток, потому что реальная обзорность зависит от работы установленных на транспорте световых приборов.

Без дополнительной помощи или приспособлений водителю не удается различать формы движущихся по дороге объектов. Не всегда очевидно, где имеется силуэт пешехода, а где иной образ.

В подобных обстоятельствах рекомендуется существенно снизить скоростной режим, а для того, чтобы быть более заметным для остальных, стоит включить .

Темное время суток

Наступление ночи вынуждает водителя использовать световые приборы, предусмотренные конструкцией его транспортного средства. Это, в основном, фары ближнего и дальнего света.

Обязанности автолюбителя по их применению мы рассмотрим отдельно. Что же такое «темное время суток»? Определение из ПДД (п.1.2): «» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

Понять несложно: темное время суток начинается после того, как солнце скроется за горизонтом и перестанет посылать на Землю даже отблески своих лучей.

Закончились сумерки – началось темное время суток. И уже утром темное время суток заканчивается вместе с утренней зорькой.

Если проще, то темное время суток – это темнота, когда ничего не видно без дополнительного освещения! Видимость дороги становится минимальной, и водитель не только обязан, но и просто физически вынужден использовать для движения световые приборы, дающие это самое дополнительное освещение.

Требования к использованию таких приборов регулирует специальный 19-й раздел ПДД. В противном случае возникает угроза не заметить своевременно:

  1. какое-то препятствие на дороге.
  2. пешехода;
  3. транспортное средство;

А итог традиционен – ДТП. Поэтому при движении в темное время суток водитель обязан вести свой автомобиль с такой скоростью, чтобы его остановочный путь (необходимое для безаварийной остановки расстояние) был бы обязательно меньше, чем расстояние обычной зрительной видимости.

А внешние световые приборы ему в этом основательно помогают. А иногда, к сожалению, нет! В условиях темного времени суток водитель должен видеть дорогу, а не двигаться по ней на авось.

Это – закон безопасности!

К дорожным условиям относятся:

  1. техническое состояние покрытия, ровное, прямое, выбоины др. дефекты
  2. придорожная обстановка
  3. рельеф местности.
  4. наличие наслоений, грязь, масло, битум, опавшие листья
  5. продольный профиль дороги, горизонтальный, подъем или спуск в градусах поперечный профиль, уклон, подъем в сторону обочины, состояние освещенности
  6. тип покрытия проезжей части, асфальт, бетон, щебенка
  7. ширина проезжей части и обочин
  8. состояние покрытия в зависимости от погоды, сухое, мокрое, обледенелое, укатанный снег

Дорожная обстановка — это совокупность обстоятельств, которые обязан учитывать водитель при выборе режима и полосы движение транспортного средства и приемов управления им.

Дорожная обстановка определяется дорожными условиями, а также видимостью, обзорностью, интенсивностью и характером движения других транспортных средств и пешеходов, наличием неподвижных препятствий, особенностями и техническим состоянием данного транспортного средства и его скоростью.

Понятие дорожной обстановки включает в себя также факторы, относящиеся к организации движения на конкретном участке дороги, линии разметки, дорожные знаки и сигналы светофоров, наличием перекрестков и закруглений дороги и т. п. Данные о дорожной обстановке необходимы для решения вопросов о механизме ДТП и оценки действий его участников с точки зрения соответствия их техническим требованиям правил дорожного движения.

Состояние видимости — или видимость для водителя — это расстояние, в пределах которого водитель имеет объективную возможность обнаружить находящееся в поле его зрения препятствие, создавшее опасность для движения.

Что может мешать видимости?

Служить помехами для видимости могут как постоянные или временные препятствия, так и меняющиеся погодные условия.

Видимость дороги определяется такими параметрами, как:

  1. темное время суток (рассвет, закат, сумерки);
  2. физическими характеристиками дорожного полотна (радиусами горизонтальных и вертикальных кривых);
  3. погодные условия (дождь, снегопад, туман);
  4. интенсивностью застройки и зеленых насаждений.

Стоит помнить, недостаточная видимость, это результат снижения уровня освещенности и нехватки света в целом. Видимость, соответствующая сложившимся дорожным условиям занимают лидирующие позиции при соблюдении безопасности дорожного движения.

Чем более ограниченной она становится, тем большее внимание и осторожность должен проявлять водитель.

Также стоит отметить, что выбор стиля вождения в большой степени зависим от видимости во время движения. Поведение любого водителя на дороге напрямую зависит от условий видимости.

Именно ориентируясь на дорогу, особенно если впереди недостаточная или ограниченная видимость, водитель выбирает для себя скоростной режим, предпринимает решения о проведении манёвров, об использовании света и т. д. Можно сделать простой вывод: условия видимости идут бок о бок с водителем во время пути, а чем лучше видимость – тем лучше и комфортнее водителю. Наоборот, кстати, это работает точно так же.

В тумане

Туман способен искажать восприятие реального расстояния и скорости движения. Существенно уменьшает зону видимости для водителя, затрудняя ориентирование.Вам может показаться, что свет фар едущего навстречу автомобиля ещё очень далека, а он реально будет совсем близко.

Туман даже цвета искажает, конечно кроме красного. Недаром светофоры делают красного цвета.Туман негативно влияет на психику. Вызывает нервное перенапряжение у водителя.

А это в итоге приведёт к неверным, необдуманным действиям в управлении автомобилем.Поэтому при тумане нужно всегда строго следовать правилам дорожного движения:

  • Можно высовывать голову в окно, чтобы лучше рассмотреть дорогу и при этом нужно всегда прислушиваться к шуму вдалеке.
  • Включить фары, если есть противотуманные — задействуйте их.
  • Нельзя осуществлять обгон.
  • Если стёкла запотели, включите сразу систему отопления.
  • Возможно использование звукового сигнала, в особенности на загородной трассе.
  • Уменьшите по максимуму скорость движения.
  • Включить стеклоочистители.

Проблема доступности и видимости дорожных знаков на российских дорогах

Все водители автотранспортных средств обязаны соблюдать Правила дорожного движения (ПДД). Данная обязанность порождает для участников дорожного движения безусловное следование всем предписаниям, которые регламентируют единый порядок организации движения транспортных средств на территории РФ, что предполагает должное следование водителей установленным дорожным знакам и нанесённой на проезжую часть дорожной разметке. За нарушение ПДД В России предусматривается в основном административная ответственность, которая регламентируется Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).

Представьте себе следующую картину: после трудного рабочего дня вы тихо и спокойно возвращаетесь с работы домой, выбирая наиболее удобный маршрут следования и не нарушая скоростной режим. Но неожиданно вас останавливает сотрудник ГИБДД. Вы в недоумении, так как абсолютно уверены в том, что ничего не нарушили и управляли автомобилем в точном соответствии с Правилами дорожного движения.

Однако позже выясняется, что вы пропустили один из запрещающих дорожных знаков, за несоблюдение требований которого предусмотрены серьёзные административные санкции вплоть до лишения права управления транспортным средством.

Данный дорожный знак действительно был установлен, но по причине объективных факторов он стал для вас недоступным. Любая помеха, которая могла заключаться, например, в заслонении дорожного знака ветками деревьев или рекламными щитами, занесении его снегом и т. п., стала причиной, которая помешала вам заметить предусмотренные им ограничения.

И с такой проблемой водитель может столкнуться почти в любой точке России.

Поэтому умение правильно вести себя в такой ситуации, грамотно опираясь на действующее законодательство, может помочь вам избежать неблагоприятных последствий.

Видимость дорожных знаков и дорожной разметки ― самая насущная и ежедневная проблема для всех автолюбителей, которая имеет самое принципиальное значение, так как они обусловливают соблюдение скоростного режима, правил маневрирования, приоритет движения транспорта и прочие актуальные дорожные аспекты, от которых зависит безопасность на дорогах. Эта проблема актуальна как в летнее время года, так и в снежную зиму.

В непогоду дорожная разметка и дорожные знаки практически полностью могут быть занесены снегом или залеплены грязью. Ответственные службы не успевают или не собираются их расчищать и ликвидировать помехи движению транспорта. На старых дорогах дорожная разметка, как правило, полностью стёрта, а новая не нанесена, а знаки и вовсе могут отсутствовать.
На старых дорогах дорожная разметка, как правило, полностью стёрта, а новая не нанесена, а знаки и вовсе могут отсутствовать.

Итак, имеет ли право в такой ситуации инспектор наложить на вас штраф за нарушение правил дорожного движения?

И если это случится, то как в таком случае действовать «нарушителю»? На чьей стороне закон? Для начала необходимо кратко описать имеющиеся в нашей стране правила установки дорожных знаков и нанесении линии разметки.

Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в России техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. Технические требования, регулирующие порядок установки дорожных знаков, правила нанесения дорожной разметки, применение средств организации дорожного движения устанавливаются следующими национальными стандартами: «ГОСТ Р 52289-2004», «ГОСТ Р 52290-2004», «ГОСТ Р 51256-2011». «ГОСТ Р 50597-93». Более всего нас будет интересовать ГОСТ Р 52289-2004, в котором главное внимание необходимо обратить на пункты 4.2.

и 4.3., предъявляющие требования к участкам земли, где возможно обустройство конструктивных элементов дороги, и к установке дорожных знаков, в соответствие с которыми

  1. дорожные знаки должны быть размещены таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелёными насаждениями и т. п.), обеспечивали удобство эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения.
  2. недопустимо размещение плакатов, афиш, установление приспособлений в полосе отвода дороги, производство разметки, которая может быть принята за дорожные знаки или другие технические средства организации дорожного движения, либо может снизить их видимость или эффективность, либо ослеплять участников движения или отвлекать их внимание, создавая тем самым опасность для дорожного движения;

Помимо данных требований, расстояние видимости дорожного знака должно быть не менее 100 метров, сам дорожный знак должен устанавливаться справа от проезжей части или над нею, вне обочины (при её наличии).

Знаки устанавливают непосредственно перед перекрёстком, местом разворота и т.

д., а при необходимости ― на расстоянии не более 25 м в населённых пунктах, и 50 м ― вне населённых пунктов перед ними, кроме случаев, оговорённых настоящим стандартом. Знаки, вводящие ограничения и режимы, устанавливают в начале участков, где это необходимо, а отменяющие ограничения и режимы ― в конце, кроме случаев, оговорённых настоящим стандартом (пп.

5.1.4., 5.1.5., 5.1.9 ГОСТ Р 52289-2004).

Размещение и нанесение дорожной разметки, её эксплуатационное состояние должно соответствовать ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 51256-2011, предписывающим, что дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (п. 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93), а на участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима (из-за снега, грязи и т.

п.) и не может быть своевременно восстановлена, должны быть установлены аналогичные по значению знаки (п. 4.4 ГОСТ Р 51256-2011). Таким образом, в законодательстве чётко определены требования к дорожным знакам: они должны быть хорошо различимы и читабельны. Но, как показывает практика, это далеко не так.

Очень часто знаки и дорожная разметка не соответствуют утверждённым стандартам, и автолюбители просто физически не могут их разглядеть из-за того, что они могут «скрываться» за любыми препятствиями, как природного, так и человеческого фактора. Если вы столкнулись именно с таким «притаившимся» знаком и в отношении вас инспектор, несмотря на все ваши объяснения, что в силу объективных причин вы не смогли бы увидеть данный знак, оформляет протокол об административных правонарушениях, то обязательно при его заполнении укажите в графе «Объяснение лица», что с протоколом не согласны и считаете его незаконным; зафиксируйте иных участников дорожного движения или других очевидцев, которые были в тот момент, когда вы совершали «роковой» манёвр, не бойтесь требовать от инспектора, чтобы он внёс их данные в протокол; опишите подробно место происшествия, укажите дату и время, когда всё произошло, отметьте освещение данной местности, опишите общую видимость, присутствовали ли дорожные знаки там, где им положено быть в силу закона, если же они не были в нужных местах, то зафиксируйте их ненадлежащее положение либо их полное отсутствие; укажите улицу, на которой всё произошло, номера близлежащих домов, наличие светофоров, дорожную разметку, и самое главное ― опишите все помехи, которые препятствовали обзорности дорожных знаков и помешали вам их увидеть.

Обязательно сделайте фотоотчёт (общую панораму, сам знак и всё, что связано с данным местом вашей остановки) и фотосъёмку с места происшествия! Важно: если вы делаете видеосъёмку, то она не должна прерываться, чтобы вас не смогли впоследствии обвинить в монтаже. Плюсом будет, если в кадр попадут близлежащие здания, магазины, машина ДПС с её госномером, ваше транспортное средство, расположение дорожного знака (желательно снять знак с той точки, с которой вы бы могли увидеть его из машины), в самом начале съёмки обязательно внятно продиктуйте адрес, где вы находитесь, дату и время, прокомментируйте всё, что вы увидели и отразили в протоколе вслух ― всё это поможет вам в суде: во-первых, чётко идентифицирует место, где происходит действие, во-вторых, исключит двусмысленность толкования всех ваших письменных объяснений и будет одним из самых весомых аргументов для защиты ваших прав.

Не забывайте: при столкновении с данной ситуацией важна каждая деталь, которая впоследствии поможет вам отстоять свои права.

Если допущенное вами нарушение было незначительным, инспектор сразу же на месте выпишет вам постановление о привлечении к административной ответственности, с которым вы можете не согласиться (о чём в нём обязательно нужно указать, если вы хотите его оспорить). Если же вы допустили более серьёзное правонарушение и «не увидели», например, такие знаки, как «Движение запрещено» («кирпич») или «Обгон запрещён», то данное дело уже будет рассматриваться судом.

В этом случае вам и понадобятся все вышеописанные средства. Срок обжалования постановления составляет 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Необходимо помнить, что водитель может быть привлечён к административной ответственности только за те нарушения ПДД, в отношении которых установлена его вина (ч.

1 ст. 1.5 КоАП РФ). Само нарушение ПДД признаётся административным правонарушением при наличии в действиях водителя такого признака, как виновность (ч.

1 ст. 2.1 КоАП РФ). Следовательно, отсутствие виновности исключает возможность привлечения водителя к административной ответственности, так как водитель не может предвидеть значение дорожных знаков вследствие их невидимости, а также знать о том, что данный участок дороги регулируется на тех условиях, которые были установлены такими дорожными знаками или разметкой, а значит, нарушение предписаний таких знаков происходит не по вине водителя.

При правильном подходе, тщательно собранных доказательствах вашей невиновности суд встанет на вашу сторону. Как пример можно привести Постановление Верховного Суда РФ от 21.06.2016 № 5-АД16-34 по делу об отмене судебных актов о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.

5 ст. 12.16 КоАП РФ, за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, в котором заявители, заявляя, в частности, что нарушение предписывающего требования дорожного знака 3.28 «Стоянка запрещена» было предъявлено неправомерно, поскольку данный знак не мог быть виден вследствие его неправильной установки, прошли все инстанции, прежде чем доказать свою невиновность. В итоге, при тщательном изучении материалов дела, Верховный Суд удовлетворил их жалобу и прекратил производство по делу об административном правонарушении.

Будьте всегда внимательны на дорогах.

Водитель может быть освобождён от административной ответственности лишь в том случае, если к данному нарушению привела недоступность дорожного знака или разметки для обозрения участниками дорожного движения, а не вследствие ухудшения погодных условий, метели и общей видимости.

Детально и скрупулёзно отнеситесь к оформлению протокола инспектором, чтобы ваши доводы имели под собой твёрдые аргументы.

В противном случае суд отклонит вашу жалобу. Например, Верховный Суд РФ своим Постановлением от 24.02.2015 № 5-АД15-3 не удовлетворил жалобу заявителя по делу, по которому он был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.

3 ст. 12.16 КоАП РФ, выразившегося в том, что он двигался по дороге с односторонним движением, обозначенной дорожным знаком 5.5 «Дорога с односторонним движением». В своей жалобе заявитель утверждал, что данный знак был установлен с нарушением требований законодательства, а потому и не был ему виден.

Однако при составлении схемы места совершения административного правонарушения, фиксирующей наличие на указанном выше участке дороги дорожного знака, траекторию движения автомобиля под управлением заявителя, протокола об административном правонарушении каких-либо заявлений и замечаний от него не поступило, а при даче объяснений в суде он пояснил, что не заметил данный дорожный знак из-за плохой погоды и видимости. Как справедливо отметил Верховный Суд, водитель транспортного средства, являющегося владельцем источника повышенной опасности, как непосредственный участник дорожного движения должен внимательно следить за дорожными знаками и разметкой на всём пути следования транспортного средства и в точности соблюдать требования ПДД, поэтому, руководствуясь действующим законодательством, суд законно и обоснованно отклонил жалобу заявителя. Описанные ситуации, к счастью, не причинили никому из участников дорожного движения вреда жизни и здоровью.

Возможный денежный штраф мог нанести удар только по кошельку виновного лица. Но, к сожалению, нередко вследствие подобных ситуаций, когда не видно ни дорожных знаков, ни разметки, из-за ненадлежащего содержания дорог, не расчистки прилегающей территории от деревьев, отсутствия должного контроля за размещением рекламной информации, их плохая видимость может послужить причиной возникновения ДТП.

Если ДТП произошло в пределах муниципального образования, то согласно п.

5 ч. 1 ст. 14 ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

ответственность за сохранность и содержание автомобильных дорог местного значения несёт орган местного самоуправления.

Поэтому, если водители, попавшие в ДТП, причиной которого послужила недоступность дорожного знака вследствие его неразличимости или полной невидимости, не располагали технической возможности избежать ДТП, что было зафиксировано в материалах дела, подкреплено свидетельскими показаниями и объяснениями лиц, то причинённый ущерб можно будет взыскать с органов исполнительной власти муниципального образования или иного ответственного лица либо с дорожной организации. В судебной практике встречаются положительные решения судов по взысканию ущерба по данной категории дел, например, решение Покровского районного суда Орловской области по делу 2-22/2015 (2-264/2014) от 27.03.2015, апелляционное определение Тульского областного суда № 33-139/2015 33-3857/2014 от 22.01.2015 по делу № 33-139/2015. Если же одного из водителей, несмотря на ненадлежащее состояние дорожных знаков, которые стали причиной возникновения происшествия, признали виновником ДТП, то, прежде чем обращаться с иском в суд с требованием о компенсации материального и морального ущерба, необходимо обжаловать вынесенное постановление о привлечении к административной ответственности с предъявлением всех доказательств и ссылкой на нормативные акты, описанные в данной статье.

После успешного завершения данной процедуры вы можете заявлять требования о возмещении причинённого ущерба.

Таким образом, всё в ваших руках. Бремя доказывания отсутствия вины лежит на водителе. Если увидеть дорожный знак что-либо мешает, то он должен считаться недействующим.

Помните про свои права и смело отстаивайте их. Предпринимайте все предусмотренные законом меры для того, чтобы убедить суд отменить незаконное постановление ГИБДД, а также сэкономить ваш бюджет и сохранить для себя право управления транспортным средством.

Ограниченная видимость

Условия видимости могут быть обусловлены не только недостаточностью естественной (солнечной, дневной) освещенности на дороге.

Водитель может двигаться и в таких условиях, когда его зрительный обзор закрывают какие-либо объекты, или он двигается по дороге со сложным профилем. Правила называют такой режим ограниченной видимостью.

Определение из ПДД (п.1.2): «» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами. Физическое ограничение обзорности – вот критерий ограниченной видимости. Приведем наиболее характерные примеры.

1. Крутой поворот дороги. 2. Участок дороги в самом конце подъема. 3. Расположение объектов, не дающих адекватного обзора (строений и даже транспортных средств).

К сожалению, в ПДД не до конца доработан вопрос, касающийся конкретного расстояния, которым характеризовалась бы ограниченная видимость.

Но в самом тексте Правил (в разделе 8, 10, 11, 12) дается ответ: ограниченная видимость – это видимость дороги менее 100 метров. В условиях ограниченной видимости водителю запрещается выполнять целый ряд маневров (например, обгон, разворот и пр., а также действуют ).

Более конкретно мы скажем об этом при комментировании соответствующих разделов Правил. В условиях ограниченной видимости водителю рекомендуется снизить скорость движения.

И понятно почему: од должен видеть участок дороги, на который въезжает, на предмет внезапного появления на нем каких-то объектов (например, препятствий или транспортных средств).

Обозначение выступающего груза

23.4.

Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди — фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета.Груз, значительно выступающий за габариты транспортного средства, должен быть дополнительно обозначен фонарями или световозвращателями спереди и сзади.

Подведем итоги

Итак, в условиях плохой видимости соблюдайте следующие правила, которые спасут вас от неприятных последствий:

  1. В случае возможного ДТП выбирайте наименее «затратную» траекторию движения. Это, как правило, или кювет.
  2. Останавливаться нужно на широкой обочине, при этом включив все внешние световые приборы, которые возможно включить. Так вы привлечете больше внимания к своему автомобилю.
  3. Снижайте , особенно когда плохая видимость сопровождается гололедом.
  4. Включайте ближний свет, габариты, передние и задние противотуманные фары.
  5. Если видимость на нуле, включайте аварийную сигнализацию, снижайте скорость до минимума и старайтесь двигаться ближе к обочине.
  6. Если вы попали в ДТП с перспективой, так называемого, «завала», то как можно скорее уберите свое ТС с проезжей части.
  7. Если вам пришлось остановиться, не рекомендуется сидеть в авто, стоять рядом, в частности сзади или спереди. Так вы обезопасите себя от травм, если в вас врежется другая машина.
  8. Используйте сигнал, если ситуация близка к аварийной.

Будьте внимательны и всегда готовы к самым разным неожиданностям! Соблюдая вышеописанные правила, вам будет не страшна непогода, а ваш автомобиль будет в целости и сохранности. Видео о правилах вождения в условиях плохой видимости: Безаварийного и удачного вождения!

В статье использовано изображение с сайта iirg.narod.ru 15 мая, Плехов Константин Теги: , ,

В автошколе этому не учат. Что означают сигналы и жесты водителей

На дороге водители применяют достаточно широкий набор невербальных сообщений — жестов, звуковых и световых сигналов с целью коммуникации с другими участниками движения.

В этом материале мы суммировали ключевые «месседжи», которые могут сделать движение более безопасным и обеспечить обратную связь между водителями и пешеходами. Дальний свет для изгнания «тихохода» Фото: iStockПожалуй, самый распространенный световой сигнал, имеющийся в арсенале водителей, это помигивание дальним светом.

Чаще всего такое послание отдается тихоходам, занявшим скоростной левый ряд шоссе, с тем, чтобы те освободили «взлетную», перестроившись правее.Надо сказать, что хотя манера сгонять неторопливых водителей «дальним» укоренилась, от такой практики лучше отказаться, хотя бы потому, что такое поведение невежливо и даже опасно — своим «дальним» вы ослепляете водителя впереди идущей машины.Гораздо более корректным будет приблизиться к тихоходу в левом ряду и включить левый «поворотник».

Собственно, именно так поступают в подобных ситуациях западные автомобилисты, и эти хорошие манеры стоит перенять.Дальний свет как предупреждение Фото: iStockНе секрет, что на дороге многие предупреждают парой помигиваний «дальним» водителей встречных машин. Как правило, такой световой «дуплет» используется для того, чтобы оповестить о засадах сотрудников ДПС или частниках с «треногами» (мобильными камерами фиксации скорости).Если вы практикуете такую семафорную солидарность, вам следует делать это с осторожностью.

Дело в том, что в соответствии с ПДД за такую практику согласно статье 12.20 КоАП РФ

«Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки»

штрафуют на 500 рублей. Впрочем, доказать, что семафорили именно вы, инспекторам будет проблематично.Другие случаи использования «дальнего» Фото: iStockВпрочем, существуют и другая «семантика» дальнего света. Порой помигиванием водители могут предупреждать об опасном участке дороги.

Один короткий сигнал — это предложение водителю встречного автомобиля проехать первым (значение — «пропускаю!»).Длинный, продолжительный «дальний» применяется водителем при чрезвычайной ситуации на дороге — когда он выехал на «встречку» и не успевает завершить маневр. Сигнализация «дальним» в данном случае — это крайняя мера.Нарушитель дает понять водителям встречных машин, что будет завершать перестроение и просит их принять правее, оставив ему коридор для движения.

Дальний свет в комбинации с правым «поворотником» — это обращение к водителю машины, едущей впереди. Перевести такое послание можно так — «Съезжай по возможности на обочину, нужна помощь».Смысл сигналов «поворотников» Фото: iStockУ многих водителей и в особенности у «дальнобойщиков» распространен такой алгоритм предупреждения водителей, следующих за ними.
Перевести такое послание можно так — «Съезжай по возможности на обочину, нужна помощь».Смысл сигналов «поворотников» Фото: iStockУ многих водителей и в особенности у «дальнобойщиков» распространен такой алгоритм предупреждения водителей, следующих за ними. Включенный левый «поворотник» означает — «Обгонять нельзя!

На встречной полосе машина!». А включая правый «поворотник», водитель, следующий в той же полосе впереди вас, сигнализирует, что «встречка» свободна, и вы успеете совершить обгонный маневр.Отметим, что слепо следовать таким световым советам все же не стоит. Убедитесь сами, что «встречка» свободна, как того, кстати, требует ПДД.

Тем более не стоит сорвя голову идти на обгон, следуя за впереди идущей машиной.

За так называемый «паровозик» можно получить наказание в виде крупного штрафа и даже лишиться водительского удостоверения, о чем информирует пункт 11.2 ПДД.Сигналы «аварийкой» Фото: iStockВ последние годы стало хорошим тоном благодарить пропустившего вас водителя, моргая «аварийкой».

Долго сигнализировать, кстати, таким образом не стоит.

Оптимально — от одного до трех подмигиваний. Долго или несподручно тянуться до кнопки «аварийки» — тот же смысл имеет поочередное включение левого, а затем правого «поворотника».Второй не менее часто применяющийся алгоритм включения аварийной сигнализации — это извинение за непреднамеренную грубость на дороге. Нередко «аварийку» включают водители, непреднамеренно «подрезавшие» соседа по потоку.Еще один сценарий использования «аварийки» уже напрямую связан с безопасностью.

Обязательно семафорьте «аварийкой», если перед вами возникло неожиданное препятствие в виде аварии, затора или, к примеру, разбитой дороги.Если автомобиль выезжает задним ходом с включенной аварийкой, таким образом он просит вас его пропустить. Его месседж в данном случае — с трудом отслеживаю обстановку сзади. «Аварийку» также стоит включать для оповещения водителя, следующего за вами в темное время суток с включенным дальним светом.

Тем самым вы рекомендуете ему переключиться на ближний свет, чтобы он не слепил вас.Наконец, если в ночное или вечернее время обогнавший вас автомобиль включает «аварийку», весьма вероятно, что у вас включен дальний свет, который мешает впереди едущим автомобилям.Использование стоп-сигналов Фото: iStockСерией несильных коротких нажатий на тормоз вы можете просигнализировать водителю, «приклеившемуся» к вашему заднему бамперу, что ему следует держать большую дистанцию. Понятно, что выполнять этот маневр нужно крайне аккуратно.Сигнал клаксона Фото: iStockПредупредительные сигналы могут быть также и звуковыми. По правилам клаксон разрешается применять вне населенных пунктов.

Однако реальная практика говорит о том, что «бибикание» очень частый инструмент коммуникации именно в крупных городах.Понятно, что вызывать приятеля из дома и тонизировать замешкавшегося на светофоре коллегу сигналом клаксона не вполне прилично. Однако это хороший инструмент, если, например, водитель впереди идущей машины начинает сдавать назад, не видя вас.

Кроме того, в последние годы у сигналов клаксона сформировалась следующая смысловая нагрузка. Короткий гудок означает приветствие, знак благодарности (например, это своеобразное «пожалуйста» за то, что человек извинился или поблагодарил вас «аварийкой»).Длинный гудок в сочетании с морганием дальним светом — это четкое указание на наличие каких-либо проблем на дороге или с машиной. Вам стоит немедленно остановиться, так как либо впереди опасность, либо ваш автомобиль неисправен.

Короткий или серия коротких звуковых сигналов подаются для привлечения внимания водителей и пешеходов. Такое предупреждение дается, к примеру, о ремонтных рабочих или детях на дороге, а также в условиях недостаточной видимости во избежание ДТП.Жестикуляция Фото: iStockУказательный палец, направленный в сторону обочины, означает, что у автомобиля имеется неисправность, необходимо остановиться и проверить.Рука рисует в воздухе круг и указывает на дорогу — значит, что у вашей машины спущена шина.Жест разжимания согнутых в кулак пальцев символизирует включение лампочки и означает, что необходимо включить ближний светЛадонь опускающаяся в горизонтальной плоскости — «сбавь скорость, притормози, остановись». Тот же жест подают, чтобы предупредить соседа по потоку, что у него открыт багажник.Указательный палец или кисть, указывающие на дверь означают, что у соседа неплотно захлопнута дверь или створкой прижат ремень безопасности.Наконец, похлопывание по плечу или растопыренные пальцы руки — это предупреждение о полицейской засаде.

Вождение в условиях недостаточной видимости

Недостаточная видимость понимается как временное положение, вызванное погодой или другими явлениями (туман, дождь, снегопад, метель, сумерки, дым, пыль, брызги воды и грязи, слепящее солнце), когда расстояние, на котором рассматриваемый объект возможно отличить от фона, составляет менее 300 метров.

Эти погодные условия оказывают существенное влияние на безопасность дорожного движения. 1. 2. 3. 4. Во время дождя Основная опасность при движении в дождь — ухудшение сцепления колес с дорогой.

Коэффициент сцепления на мокрых дорогах уменьшается в 1,5–2 раза, что ухудшает устойчивость автомобиля, а главное — резко увеличивается тормозной путь. Особенно опасны асфальтобетонные дороги, покрытые грязью или мокрыми опавшими листьями, когда сцепление шин с дорогой еще больше уменьшается. Опасен только что начавшийся дождь, который делает покрытие дороги очень скользким, так как пыль, мельчайшие частицы авторезины, частицы сажи и масла из выхлопных труб автомобилей смачиваются и растекаются по дороге, создавая на ней очень скользкую, как мыло, пленку.
Опасен только что начавшийся дождь, который делает покрытие дороги очень скользким, так как пыль, мельчайшие частицы авторезины, частицы сажи и масла из выхлопных труб автомобилей смачиваются и растекаются по дороге, создавая на ней очень скользкую, как мыло, пленку. В начале дождя надо быть особенно осторожным, обязательно снижать скорость, избегать обгонов, резкого вращения рулевого колеса и резкого торможения.

По мере того как дождь усиливается и продолжается, грязная пленка смывается дождем и при продолжительном дожде коэффициент сцепления с дорогой вновь увеличивается.

Бетонное и асфальтовое покрытия с обработанной специально шероховатой поверхностью, вымытые дождем, имеют коэффициент сцепления, близкий к коэффициенту сухого покрытия. После прекращения дождя, по мере того как грязь высыхает, она вначале превращается в грязную скользкую пленку, и коэффициент сцепления также уменьшается.

Снова надо быть осторожным до высыхания дороги. Грязь превращается в пыль, и коэффициент сцепления восстанавливается.

Зависимость коэффициента сцепления с дорогой от продолжительности дождя показана на рис.

1 Рис 1. Зависимость коэффициента сцепления с дорогой от продолжительности дождя:

  1. время t0 — t1 — начало дождя;
  2. время t1 — t2 — продолжительность дождя;
  3. время t2 — t3 — время высыхания дороги.

При движении на большой скорости по мокрой дороге у легковых автомобилей наблюдается между шинами и дорогой образование водяного клина — гидроскольжение или так называемое аквапланирование. При движении по мокрой дороге с малой скоростью колеса вгоняют влагу в пазы рисунка протектора шины и выдавливают ее через шероховатости покрытия дороги, шины касаются более сухой поверхности дороги.

Если вы едете за автомобилем во время дождя, то видите сразу за автомобилем сухой след от колес. При большой скорости движения и большом количестве воды на дороге колеса не успевают выдавливать влагу, и тогда под ними остается вода, колеса всплывают над поверхностью дороги.

Признаком появления водяного клина является внезапная легкость в управлении рулевым колесом. Малая глубина рисунка протектора, менее указанного выше, низкое давление воздуха в шинах и гладкое дорожное покрытие асфальтированной дороги способствуют появлению аквапланирования даже при небольших скоростях движения, так как колесо не успевает выдавить воду из-под себя. Бороться с этим явлением можно лишь снижением скорости.

В этой ситуации следует применять торможение двигателем, т.

е. плавно уменьшить нажатие на педаль газа.

При этом надо стараться не использовать рабочие тормоза, так как вода снижает их эффективность.

Брызги грязной воды и жидкой грязи из-под колес встречных и обгоняющих транспортных средств могут мгновенно залить лобовое стекло, и какое-то время вы ничего впереди не увидите. Не теряйтесь в этой ситуации и, главное, резко не тормозите, немедленно включите омыватель и стеклоочиститель с большой частотой движения.

Не теряйтесь в этой ситуации и, главное, резко не тормозите, немедленно включите омыватель и стеклоочиститель с большой частотой движения.

Не вращайте рулевым колесом и плавно уменьшите нажатие на педаль газа.

Через несколько секунд обзорность восстановится. Надо учесть, когда вы проезжаете лужи на большой скорости, то возможны следующие неприятности:

  1. вода из-под колес вашего автомобиля попадет на переднее стекло и уменьшит обзорность;
  2. если колеса с одной стороны автомобиля попадут в лужу, то автомобиль может занести, так как величина сцепления шин с дорогой с разных сторон будет неодинаковой.
  3. под водой могут быть разные опасности: ямы, камни и т. д.;
  4. обрызгаете грязью и даже окатите водой с ног до головы пешеходов;
  5. намокнут тормозные колодки и могут отказать тормоза.
  6. попадание воды в воздухозаборник может привести к поломке двигателя;
  7. вода также попадет в подкапотное пространство, а попадание даже нескольких капель воды на катушку зажигания, распределитель или провода может заглушить двигатель;
Рекомендуем прочесть:  Где оплатить штпаыю

Дождь изменяет вид дорожного покрытия.

Светлое и матовое в сухом состоянии, асфальтобетонное покрытие становится темным и блестящим, причем заметить на такой дороге темное препятствие очень трудно. Движение в этих условиях, даже если нет никаких препятствий, утомительно. У водителя создается впечатление, что он устремляется в темную бездну, пересекаемую блестками дождевых капель, сверкающих в свете фар.

На мокром дорожном покрытии белая дорожная разметка становится почти невидимой днем и совершенно незаметна ночью. Обязанность водителя — настолько усилить осторожность во время дождя, чтобы она восполнила плохую видимость, и вести автомобиль плавно, без резкого изменения направления, выбирать скорость, соответствующую видимости, можно также включить передние и задние противотуманные фонари, боковое стекло поднять до упора.

В условиях тумана Управление автомобилем в условиях тумана требует еще большего опыта, чем в дождь. Иногда туман бывает таким сильным и создает такую большую опасность, что необходимо прервать поездку и терпеливо ждать перемены погоды. Туман создает опасные дорожные условия.

В аварии во время тумана участвуют десятки автомобилей, гибнет и получает увечья большое количество людей. Туман сильно уменьшает зону видимости, способствует обману зрения, затрудняет ориентирование.

Он искажает восприятие скорости транспортных средств и расстояние до предметов. Вам кажется, что предмет далеко (например, свет фар встречного автомобиля), а на самом деле он близко. Скорость автомобиля вам кажется маленькой, а на самом деле он движется быстро. Туман искажает окраску цвета предмета, кроме красного.

Туман искажает окраску цвета предмета, кроме красного.

Поэтому сигнал светофора красный, чтобы его хорошо было видно в любую погоду, поэтому красные автомобили считаются менее опасными. Туман влияет на психику человека: плохая видимость, постоянное напряжение, внезапное появление из тумана другого транспортного средства, которое, казалось, было далеко, — вызывают сильное нервное напряжение у водителя.

Он нервничает и допускает неверные действия по управлению автомобилем.

Глаза быстро устают и снижают способность водителя реагировать на изменения дорожной ситуации.

Фары совсем не освещают дорогу, их свет только врезается в туман яркими ослепляющими пучками.

В тумане можно ошибиться в выборе дороги, ориентиры закрыты туманом, перекрестков не видно. В тумане следует:

  1. уменьшить скорость движения, она не должна превышать половины расстояния видимости в метрах. Так, при видимости 20 м она должна быть не более 10 км/ч;
  2. для улучшения видимости в тумане наклониться над рулевым колесом и приблизить глаза к переднему стеклу. Такое положение весьма утомительно, но периодически им надо пользоваться;
  3. окно двери водителя лучше держать открытым и прислушиваться к шуму других транспортных средств;
  4. при наличии разметки занять центральное положение между линиями разметки, разделяющей полосы;
  5. при движении с дальним светом разъезд с встречным транспортом произвести без переключения на ближний, так как ослепление в тумане исключено;
  6. следует ехать при ближнем свете фар, который лучше освещает дорогу, чем дальний;
  7. включить стеклоочистители;
  8. быть готовым остановиться в пределах той видимости дороги;
  9. ориентироваться на дороге также можно и по тротуару, обочине и особенно по сплошной белой линии разметки, обозначающей край проезжей части;
  10. задние противотуманные фонари включать совместно с габаритными огнями;
  11. периодически использовать звуковой сигнал, особенно на загородной дороге.
  12. при запотевании стекол включить систему отопления и вентиляции салона, а также электрообогреватель заднего стекла;
  13. при очень сильном тумане можно пытаться разглядеть дорогу перед автомобилем, высунув голову в окно двери;
  14. при наличии противотуманных фар при сильном тумане включить их совместно с ближним светом. Они имеют низкий и широкий пучок света желтого цвета, который лучше проникает через туман, чем белый свет обычных фар;
  15. периодически надо сверять свою скорость по спидометру;
  16. если видимость дороги менее 50 м, они могут включаться самостоятельно;

В тумане не следует:

  1. пытаться проскочить полосу тумана в низине на дороге. Именно на этом участке могут быть скрыты туманом предметы и люди;
  2. ставить автомобиль на стоянку в пределах дороги;
  3. приближаться слишком близко к автомобилю впереди;
  4. смотреть в одно место перед автомобилем — глаза быстро устанут, будут слезиться и зрение ослабеет;
  5. использовать задние фонари переднего автомобиля в качестве ориентира, у вас будет ложное представление о расстоянии и его скорости;
  6. пытаться обогнать впереди идущий транспорт — это рискованно и опасно.
  7. двигаться слишком близко к осевой, при этом можете создать опасную ситуацию;

Не столько туман угрожает безопасности движения, сколько техника вашего вождения, используемая в условиях тумана.

Слепящее солнце Светящее в глаза летнее солнце утомляет зрение и снижает концентрацию внимания, уменьшает обзорность.

Вечером, утром и зимой, когда солнце находится низко над горизонтом, свет падает почти параллельно дороге, нагрузка на глаза значительно возрастает. Двигаться против солнца не только тяжело, но иногда и опасно.

Дорога сильно блестит, отражая лучи солнца, а транспортные средства кажутся контрастно черными. Силуэты людей теряются на дороге в блеске солнечного диска, так как зрачки наших глаз сужаются, ограничивая количество пропускаемого в глаза света. За счет этого ухудшается видимость предметов, находящихся в тени.

Если дорога периодически проходит через тень, отбрасываемую придорожными объектами, то в момент попадания в тень водитель испытывает внезапное снижение видимости. Это связано с тем, что зрачки наших глаз требуют определенного времени для приспособления к резкой смене интенсивности света.

Управление автомобилем при движении против низкого солнца, как при полном его свете, так и на затемненных участках требует значительного усиления внимания.

Кроме того, при движении против солнца заметно бледнеют цвета светофоров, стоп-сигналы и указатели поворотов транспорта.

Вследствие этого они не привлекают ваше внимание в должной мере.

А это сказывается на безопасности. При солнце, светящем сзади, еще труднее различать сигналы светофора, а все задние фонари транспортного средства блестят отраженным светом солнца и не позволяют определить, какой фонарь горит, а какой нет.

В этом случае нужно двигаться так, чтобы тень от вашего автомобиля падала на транспортное средство впереди.

Тогда вам будет гораздо легче наблюдать за его задними фонарями. Низкое солнце, светящее сбоку, водителем переносится легче, хотя также доставляет неприятности, образуя сильные контрасты теней на проезжей части.

Во всех этих случаях нужно использовать противосолнечный козырек, восстанавливающий видимость дороги. Однако не рекомендуется пользоваться темными очками, так как они ограничивают яркость освещенных участков дороги и одновременно снижают видимость мест и предметов, находящихся в тени и из-за этого недостаточно заметных. Другие погодные явления. Дорога становится особенно опасной во время первого снегопада (фото 1), ко­гда на проезжей части появляется утрамбованный снег и первый лед.

В это время резко увеличивается число наездов на пешеходов, потому что водите­ли и пешеходы еще не успели приспособиться к изменившимся условиям движения. Фото 1. Снегопад. Из-за применяемых реагентов на дорогах образуется грязевое месиво, летящее из-под колес впереди идущих автомобилей прямо на лобовые стекла едущих сзади. Результат — резкое ухудшение обзорности.

Постоянно включенные стеклоочистители и огромный расход стеклоомывающей жидкости плохо помогают. Ухудшается видимость, растет число аварий.

И это справедливо для всех автомобилей без исключения.

В сумерках и в темноте значительно ухудшается видимость.

Видимость на дороге играет важную роль, так как более 90 % информации, необходимой для безопасности движения, человек получает через зрение. Глаза человека устроены так, что им надо время, чтобы привыкнуть к темноте.

Но все равно ночное зрение значительно хуже дневного.

При плохом освещении, в сумерках, водители не очень хорошо различают, что делается на доро­ге, к тому же, глаза плохо различают цвета. Например, красный цвет кажется темным и даже черным. Зеленый цвет выглядит светлее, чем красный.

При приближении к светофору его сигналы кажутся поначалу белыми, и лишь позднее мы начинаем различать цвета.

Прежде всего, становится, виден зеле­ный, затем — желтый и красный. Хуже всего ехать в полутьме, когда только начинает рассветать или темнеть. На шоссе с трудом можно различить препятствия.

В сумерках, когда длинные тени мешают различать отдельные предметы, поможет дальний свет, хотя он и кажется недостаточно интенсивным. Его не хватит для полного освещения шоссе, но он позволит заметить препятствие, неожиданно возникшее перед автомобилем.

Время реакции водителя на препятствие, возникающее на дороге в условиях пониженной видимости, увеличивается в среднем на 0,6.0,7 с и более, что объясняется необходимостью затрат времени на распознавание этого препятствия. Ночью хоть фары помогают видеть, а в сумерках свет фар очень плохо освещает дорогу.

В это время ничто не помогает, кроме снижения скорости и повышения бдительности.

Как правильно передвигаться в условиях недостаточной видимости

Условия недостаточной видимости можно разделить на 4 основных критерия. К каждому из них написаны правила (см.

таблицу). Если их придерживаться, то движение будет безопасным.КритерийПравилаДвижение во время проливного дождяВ проливной дождь сцепление колес с дорогой снижается и тормозной путь автомобиля становится больше. Наибольшую опасность представляет движение во время дождя на высокой скорости.

В этом случае вода не «втапливается» в протектор покрышек. При одном неверном движении руля водитель может потерять управление. Лучшим выходом из этой ситуации станет примененная техника торможения двигателемДвижение во время туманаИнспектора ГИБДД настоятельно рекомендуют даже опытным водителям во время сильного тумана прекратить движение.

Если же такой возможности нет, то следует снизить скорость и включить ближний свет вместе с противотуманками.

Также рекомендуется опустить водительское стекло и прислушиваться ко всем звукам.

Обгонять и останавливаться на обочинах строго запрещаетсяДвижение при ярком солнцеЯркие солнечные лучи, особенно утром и вечером, значительно снижают видимость дороги. Водители при ярком свете хуже различают и плохо ориентируются на нерегулируемых Не рекомендуется использовать солнцезащитные очки.

Гораздо эффективнее будет применение козырьков от солнцаДвижение во время прочих неблагоприятных условийК таким условиям чаще всего относят выпадение первого снега, метель или сумерки. Во время выпадения первого снега водитель обязан сразу же заменить летние покрышки на зимние.

Во время метели — соблюдать скоростной режим и держать дистанцию. В ночное время суток рекомендовано использовать дальний свет.

Однако не во всех ситуациях это возможно. Если дальний свет включить нельзя, то рекомендуется использование противотуманных фонарей, снижение скорости и повышенная концентрация внимания

О смысле и применении понятия «ограниченная видимость» в ПДД РФ

В Правилах дорожного движения (ПДД РФ) с незапамятных времен существует понятие «ограниченная видимость», определяемое следующим образом: «Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

С момента внесения этого понятия в список определений формулировка несколько раз уточнялась, однако ее смысл остался без изменения. Все вроде бы точно и логично, пока речь идет о «дороге вообще» в рамках обычного разговора.

Если требуется определить, применимо ли это понятие к видимости на конкретном участке дороги, с конкретной его точки — нередко возникают неустранимые противоречия.

Допустим, перед нами прямая дорога через совершенно плоскую равнину, и вся она отлично просматривается до самого горизонта. Значит ли это, что видимость на этой дороге не ограничена?

Увы, нет — видимость ограничена той самой линией горизонта, иначе говоря —

«рельефом местности, геометрическими параметрами дороги»

. То есть, при буквальном истолковании определения получается, что дорог, на которых видимость не ограничена, не существует. В каждом конкретном случае требуются какие-то дополнительные данные, чтобы применить определение к участку дороги.

Иначе говоря, в определении отсутствуют количественные показатели.

В ПДД РФ и российской правовой практике понятие ограниченной видимости применяется почти исключительно в контексте п. 11.4 ПДД РФ, которая запрещает обгон, в частности,

«в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью»

.

За нарушение этого запрета водители привлекаются к административной ответственности по .

Таким образом, если водитель намеревается совершить обгон, и дорожные знаки/разметка этого не запрещают, ему необходимо самостоятельно определить, находится ли его автомобиль «в конце подъема», и является ли видимость на данном участке дороги «ограниченной» в том смысле, в каком ее понимают ПДД РФ.

Есть ли у водителя возможность это сделать однозначно и уверенно? Приходится признать, что такой возможности у водителя нет. Как было показано выше, по смыслу примененной в ПДД формулировки получается, что видимость ограничена на любой дороге, а количественных показателей определение не содержит.

Понятие «конец подъема» в ПДД РФ не определено, поэтому о том, в какой точке подъема начинается его «конец», тоже можно судить лишь интуитивно. Разумеется, в большинстве случаев большинство водителей интуитивно и на основании опыта сойдется в том, что вот на этом участке обгон совершать определенно можно, а вон на том — определенно не стоит. Однако, интуитивные суждения неприменимы в рамках административного производства, где требуются однозначные формулировки.

Если инспектор ГАИ счел водителя нарушившим ПДД и возбудил дело об административном правонарушении, водитель не имеет возможности оспорить это обвинение юридически грамотно, на основании объективных норм закона. Ему остается апеллировать лишь к субъективным категориям — например, настаивая на том, что он видел дорогу «на достаточном расстоянии», а расстояние до вершины подъема было «достаточно велико».

Или, как вариант, вообще отрицать сам факт обгона, если он не зафиксирован на фото- или видеозаписи. Здесь, к сожалению, начинает работать печально известный «принцип НОНД» («нет основания не доверять»), широко используемый в российских судах, который сводится к тому, что любой инспектор ГАИ имеет специальное образование и является должностным лицом — то есть, по отношению к водителю выступает кем-то вроде специалиста, по определению грамотного и беспристрастного. Поэтому, если инспектор написал в протоколе, что обгон был совершен

«в конце подъема, на участке с ограниченной видимостью»

, и дорожные условия хотя бы в общих чертах этому соответствуют (подъем существует, и автомобиль находился где-то в его пределах) — у водителя практически нет шансов доказать свою невиновность.

Между тем, вопрос о правомерности обгона в «сомнительных» местах очень давно и исчерпывающим образом разрешен в государственных стандартах, регламентирующих применение дорожных знаков и разметки. Сейчас действует ГОСТ Р 52289-2004.

В п. 6.2.3 приведены условия, требующие применения разметки 1.1 (одинарная сплошная линия). В частности, такая разметка должна применяться

«на участках дорог, где зоны с видимостью встречного автомобиля менее допустимой (таблица 3) перекрывают друг друга (рисунок В.6а)»

. П. 5.4.21 вводит те же условия для знаков запрета обгона 5.20 и 5.22.

На рисунке В.6 приведены наглядные примеры участков дорог, на которых зоны видимости встречного автомобиля перекрываются (а) или не перекрываются (б). В таблице 3 приведены различные скорости движения и соответствующие им минимальные расстояния видимости встречного автомобиля, при которых обеспечивается безопасность движения.

Например, скорости 90 км/ч соответствует расстояние 300 м. Таким образом, нормативные документы содержат все необходимые сведения, позволяющие дать однозначный ответ о том, является ли видимость на конкретном участке дороги «ограниченной» (необеспеченной), или нет.

Проблема лишь в том, что ГОСТ Р 52289-2004 является руководящим документом исключительно для дорожных служб. По закону, на каждом участке каждой дороги, где не обеспечена видимость, должны быть установлены дорожные знаки и нанесена разметка. Если все эти требования выполнены, водителю нет нужды самостоятельно оценивать расстояние видимости — ему достаточно лишь руководствоваться знаками и разметкой.

Почему же тогда из ПДД до сих пор не исключены определения, допускающие неоднозначное толкование и регулярно приводящие к судебным спорам? Потому, что у собственники дорог не спешат оборудовать все дороги техническими средствами регулирования.

Чиновникам эта ситуация выгодна: расплывчатость формулировок позволяет легко фабриковать ложные обвинения, штрафы за нарушение ПДД РФ по достаточно велики, что помогает в наполнении бюджета, а возможность лишения права управления позволяет сотрудникам ГАИ вымогать у водителей взятки.

Какой выход можно предложить в данной ситуации? Мне видится три варианта: · Добавить в определение ограниченной видимости количественные показатели, изложенные в ГОСТ Р 52289-2004.

· Исключить из п. 11.4 ПДД РФ последний абзац о запрете обгона в конце подъема и т.п., подразумевая, что во всех подобных местах должны применяться технические средства регулирования (знаки и разметка), за отсутствие которых должны нести ответственность собственники дорог. · Ничего не менять в ПДД РФ, но принять закон, обязывающий суды исследовать фактические обстоятельства каждого дела по с учетом положений ГОСТ Р 52289-2004.

Первый вариант вряд ли реализуем на практике, ибо перегружает водителя количественными данными, которые необходимо помнить, и обязывает достаточно точно оценивать сравнительно большие расстояния.

Практическая его ценность невелика, поэтому он приведен больше «для порядка».

Второй вариант идеален при стопроцентном покрытии дорог техническими средствами, на что в масштабах страны не приходится рассчитывать еще много лет. Без этого исключать из ПДД требования безопасности было бы неразумно.

Третий вариант подразумевает, что водитель продолжает оценивать обстановку субъективно, но при рассмотрении дела об АП суд в каждом случае обязан оценивать объективные обстоятельства. Например, если инспектор ГАИ не указал в протоколе конкретное место, в котором был совершен обгон, и скорость, с которой двигался автомобиль, производство должно подлежать безусловному прекращению на основании отсутствия события правонарушения. Если эти сведения указаны в протоколе — суд должен проверить их достоверность, и соотнести с положениями ГОСТ Р 52289-2004.

Какие еще варианты можно предложить для решения проблемы?

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+