Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Защита прав потребителей - Брак в древнем риме виды брака

Брак в древнем риме виды брака

Римский брак: понятие, виды, порядок заключения и расторжения. Второй брак. Конкубинат.

Стр 5 из 9Брак — союз мужчины и женщины. Он определяет правовое положение детей, рожденных в браке (или до него), а также имущественные отношения супругов и их наследственные права.

При заключении брака на супругов возлагаются определенные обязанности. Так, муж и жена должны соблюдать верность друг другу; жена должна жить вместе с мужем и получить его сословие и звание; супруги не могут предъявлять иск друг к другу и пр.

Правильный брак — союз мужчины и женщины одного правового качества. Указанный брак заключался в специальных, признанных законами формах и порождал все соответствующие последствия для супругов.

Неправильный брак — союз мужчины и женщины разного права (между гражданином Рима и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. п.). Данный брак порождал все правовые последствия для мужа и жены, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.

Характерными чертами брака признавались: 1) взаимность: в брак вступали два партнера, однако их безусловное равенство не являлось обязательным условием; 2) согласие партнера; 3) наличие половой связи между партнерами в браке; 4) желание партеров заключить брачный союз; 5) совместная жизнь супругов. Отсутствие одного из условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза. От брака отличался конкубинат — разрешенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, которое не являлось законным браком.

Формы римского брака: 1) брак с властью мужа (cum manu) — жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если муж был подвластным лицом. Данная форма брака имеет древнее происхождение. В результате заключения брака с властью мужа жена полностью находилась под властью мужа или домовла-дыки.

Многие историки полагают, что данный брак возник на основе купли-продажи женщины из другого рода, а равно ее похищения.

Муж в отношении жены имеет те же права, что и на детей.

В том случае, если жена приносила в новую семью какое-либо имущество, оно становилось собственностью мужа.

Супруг был вправе отдать жену в кабалу, наказать ее смертью и пр. 2) брак без власти мужа (sine manu) — жена либо оставалась под властью прежнего домо-владыки, либо была самостоятельным лицом.

Это наиболее поздний вид брака.

Указанный вид брака необходимо было ежегодно возобновлять.

После того как жена проживет с мужем один год, она подпадает под его власть (по давности).

Не желая этого, жена должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи, что будет являться перерывом в их годичных отношениях. В римском праве существовало три способа установления брака: религиозный обряд, светская форма брака и приобретательная давность. УСЛОВИЯ И ФОРМЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА.

БРАЧНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ Для того чтобы брак между мужчиной и женщиной был признан действительным, необходимы были условия: согласие вступающих в брак, достижение ими определенного возраста (для мужчин 14 лет, для женщин — 12 лет), нахождение жениха и невесты в здравом уме, отсутствие близких степеней родства, чтобы ни одно из лиц не состояло в другом браке. В середине V в. запрещались браки между патрициями и плебеями, римскими гражданами и иностранцами (перегринами).

Заключению брака обязательно предшествовала помолвка. В Древнем Риме стороны заключали договор, в котором содержалось клятвенное обещание заключить брак.

В вв. н. э. помолвка была лишь формальной и оказывала моральное воздействие на жениха и невесту.

Применялся принцип свободы брака.

В конце II в. помолвка могла заключаться в устной форме.

В IV–V вв. н. э. под влиянием христианской церкви и семитской практики покупки невесты помолвка опять приобретает обязательный характер.

При этом помолвка сопровождалась внесением задатка со стороны жениха. Если жених отказывался от заключения брака, то он терял уплаченный задаток, а если невеста или ее отец отказывались от заключения брака, то они возвращали уплаченный женихом задаток в четырехкратном размере.

Обручение жениха и невесты и брачная церемония могли следовать друг за другом, но могли быть и отделены друг от друга даже несколькими годами. В момент обручения вступающих в брак обменивались подарками в соответствии с социальным уровнем партнера. Обручение могло осуществляться и представителями жениха и невесты — их родителями, опекунами и пр.

Сам факт обручения и обмена подарками закреплялся специальными документами (в более ранний период — присутствием свидетелей).

Расторжение обручения осуществлялось или по взаимному согласию жениха и невесты, или в судебном порядке.

Данное обстоятельство не служило разводом и не было препятствием для заключения последующего брака.

Обручение устанавливало родственные отношения между женихом и невестой, в связи с чем возникали ограничения на заключение брака между другими членами данных семейств, даже если намечавшийся брак не состоялся. Не допускалось проведение двух обручений, как и многобрачие.

Со стороны невесты обручение проводилось домовладыкой, которым было принято решение о заключении брака, хотя согласие дочери было обязательным условием.

Основным элементом заключения брака являлось введение невесты в дом мужа. Если невеста была несовершеннолетней, она могла находиться в доме своего мужа, но брак признавался действительным только по достижении ею 12 лет.

Заключение брака между родственниками приравнивалось к уголовному преступлению. 29.Личные и имущественные отношения супругов в браках cum manu и sine manu.

Заключение законного брака влечет за собой взаимные права и обязанности супругов. Неравенство супругов в римском браке было явным: на жену возлагались требования обязательного характера, а муж имел значительные права в отношении жены.

Личные отношения супругов находились в прямой зависимости от формы заключения брака. В браке cum manu жена обладала и сословным, и гражданским положением, так же как и муж. Жена приравнивалась к дочери, а муж приобретал над ней абсолютную власть как глава семейства.

Судьба жены полностью зависела от воли мужа: он мог продать ее в рабство, наложить наказание вплоть до лишения жизни.

Однако в соответствии с обычаями муж не должен был налагать на жену наказание, предварительно не выслушав совета родственников. Жена должна была жить вместе с мужем. Мужу предоставлялось право заставить жену жить вместе с ним, прибегнув для этого либо к насилию, либо к помощи властей.

Муж также мог истребовать жену путем предъявления вин-дикационного иска. Муж мог предъявить требования к возврату жены даже к ее родственникам, поскольку, выйдя замуж, женщина разрывает когнатскую связь со своими кровными родственниками и вступает в агнатское родство с семьей мужа.

Все имущество жены принадлежало мужу на праве собственности.

Причем в случае разрыва брачных отношений имущество жены не возвращалось. Однако после смерти мужа жена признавалась его наследницей и получала определенную долю наследства. Заключая брак sine manu, женщина не изменяла своего юридического положения.

Она либо оставалась под властью своего отца, либо становилась независимым лицом своего права (если до замужества она находилось в этом положении). После заключения брака когнатическое родство жены со своими родственниками не прекращалось, так же как и не возникало агнати-ческое родство с мужем и его семьей.

Никакой властью в отношении жены муж не обладал, супруги являлись юридически равными субъектами. Муж не обладал правом принудительно вернуть жену, которая покинула его дом.

Но, несмотря ни на что, муж обладал решающим словом в решении вопросов семейной жизни. Имущество, приобретенное женой до брака, оставалось в ее собственности. Все приобретенное женой во время брака, также оставалось в ее собственности. Независимо от формы брака на жену возлагались обязанности по ведению домашних работ и поддержанию дома в состоянии, отвечающем положению семьи.

Независимо от формы брака на жену возлагались обязанности по ведению домашних работ и поддержанию дома в состоянии, отвечающем положению семьи.

Жена и муж были обязаны поддерживать нормальные отношения в семье как личного, так и сексуального характера. Наличие между ними половой связи было обязательно. Отказ в выполнении супружеского долга и измена жены считались основаниями для прекращения брака.

Имущественные отношения супругов зависели от формы брака. В браке cum manu имущество жены переходило в собственность мужа, который имел права им распоряжаться. Право мужа на владение имуществом жены не могли ограничить даже родственники жены.

В результате заключения брака sine manu действовал принцип разделения имущества супругов. Муж мог осуществлять управление и распоряжение имуществом жены, но не мог его отчуждать без соответствующего разрешения.

Управлять имуществом жены муж мог только в том случае, если супруга сама передала его для этих целей. В данной ситуации взаимоотношения супругов определялись по правилам договора поручения.

Родственники жены могли предъявить к супругу требования о восстановлении имущества или даже иск по поводу злоупотреблений в управлении имуществом.

Несмотря на то что жена была собственником своего имущества, она не могла самостоятельно распоряжаться этим имуществом в хозяйственном отношении. При заключении брака sine manu супругам было запрещено осуществлять взаимные дарения.

На особом правовом положении находились категории брачного имущества: приданое и брачные дары. Приданое (dos) — материальный дар, предоставляемый женой, ее отцом (домовладыкой) или иным третьим лицом. Приданым могли быть различное имущество или имущественное право: вещи на праве собственности или владения, право на чужие вещи (сервитут), отказ от каких-либо вещных прав, отказ от наследства в пользу мужа и т.

д. Приданое являлось имуществом жены, но правом собственности на него обладал муж. Плоды от имущества находились в собственности мужа, но муж не мог отчуждать земельные участки.

Движимые вещи муж мог отчуждать только с согласия жены, за исключением скоропортящихся и заменимых вещей, которые муж мог отчуждать самостоятельно. На мужа возлагалась ответственность по сохранности приданого.

Приданое передавалось путем проведения особого обрядового акта либо оформления соответствующих документов.

Приданое нельзя было заменить другой вещью, даже если она была более ценной. Кроме этого, вещь, находящаяся в составе приданого, не могла изменить свое назначение. В период заключения браков cum manu правовое положение приданого никак не регулировалось.

Если не было соответствующего соглашения, то приданое вместе с другим имуществом жены переходило в собственность мужа.

Когда стали заключаться браки sine manu, для приданого, передававшегося мужу, был установлен особый правовой режим. Брачные дары — подарок жене от мужа в соответствии с их общественным положением. Подарок предоставлялся до заключения брака.

30.Отцовская власть: содержание, эволюция и пути ее установления.

Власть главы семьи в отношении своих подвластных — особый институт римского семейного права. Все члены семьи подчинялись главе семьи. Сын мог занимать высокие государственные должности, иметь в своем подчинении армию, но в семье он был подчинен только отцу и действовал с его непосредственного согласия.

Данное правило действует, даже если сын сам имеет семью. Имущественная правоспособность наступала гораздо позднее политической — после смерти отца.

Отцовская власть распространялась только на тех детей, которые были рождены в законном браке. Отцовская власть над внебрачными детьми принадлежала тому лицу, которое публично демонстрировало брачные отношения. Выделялось несколько оснований возникновения отцовской власти: 1) рождение детей в браке лиц, являющихся гражданами Рима.
Выделялось несколько оснований возникновения отцовской власти: 1) рождение детей в браке лиц, являющихся гражданами Рима. Законными признаются дети, которые рождены не ранее 182 дней после свадьбы и не позднее 300 дней после свадьбы.

Дети, рожденные до 182 дней после свадьбы, признавались законными, если муж признавал свое отцовство; 2) признание законными детей, рожденных вне брака; 3) усыновление.

Отец в отношении своего ребенка обладал многими правами. Отец мог распоряжаться жизнью ребенка вплоть до достижения им совершеннолетнего возраста.

Однако это право ограничивалось нравами и обычаями. Домовладыка был вправе оставить ребенка безнадзорным. Отец нес ответственность за правонарушения, совершенные его ребенком.

Он мог отвечать лично либо выдать ребенка лицу, которое является потерпевшим.

Кроме этого, отец мог продать в рабство своего ребенка исходя из имущественных интересов семьи или в наказание. Домовладыка имел право винди-кационного иска к лицу, удерживающему его детей.

Дети, находясь под властью отца, не обладали никаким самостоятельным имуществом за исключением: имущества, приобретенного сыном на войне, которое признавалось его собственностью; имущество, полученное по наследству от матери или из ее семьи, также признавалось собственностью ребенка. Отцовская власть над детьми прекращалась по таким основаниям, как: смерть отца; утрата им статуса свободы или римского гражданства; высвобождение (это добровольный акт отца, который по своей форме и содержанию приравнивался к освобождению раба на свободу).

Принудительно-правовые основания применялись за нарушения родителями своих обязанностей в отношении детей. Согласно частному праву сын был вправе выкупиться из-под власти отца, если последний отказывал в добровольном высвобождении. Дочери не обладали никакой самостоятельностью (ни личной, ни имущественной) и переходили из-под власти одного домовладыки к другому (брату, племяннику и т.

д.). Опека и попечительство. Опека — правовой режим, при котором опекун наделяется правом принимать решения за опекаемого и в его интересах. В большинстве случаев опека устанавливалась над малолетними гражданами независимо от пола.

Опекунство устанавливалось в связи с возрастом лица, состоянием здоровья, а также по другим причинам. Опекунство над лицами мужского пола продолжалось до достижения ими возраста 14 лет, а над лицами женского пола — 12 лет.

Выделялись три формы опеки: 1) обязательная опека — опека домовладыки членов своей семьи и подвластных; 2) завещательная опека — устанавливалась по завещанию главы семейства в отношении наследника; 3) наставленная опека — назначение опекуна по решению магистрата в отношении лиц, которым необходима опека.

Опека представляла собой публичную повинность.

Опекун мог отказаться от осуществления опеки только при наличии уважительных причин (таких как неграмотность, возраст более 70 лет и т.

д.). Запрещалось осуществлять одному лицу опеку более чем над тремя лицами.

Опека устанавливалась в отношении несовершеннолетних и женщин. Опекунство над женщиной было постоянным и не зависело от достижения какого-либо возраста.

При этом опека устанавливалась как в отношении замужней, так и в отношении незамужней женщины. Однако в отношении замужней женщины опека осуществлялась по ее личному желанию.

Попечительство — вид законной опеки, который устанавливается только по решению властей в отношении сумасшедших, безумных и расточителей. Магистрат исследовал психическое состояние и социальное поведение определенного лица и при положительном результате выносил решение об установлении над этим лицом попечительства. Безумные могли быть признаны полностью недееспособными, и тогда на попечителя возлагалась обязанность по ведению дел в отношении опекаемого.

Но при наличии определенных светлых промежутков действия опекаемого, совершаемые в данные промежутки, могли иметь юридическую силу. Расточители являлись ограниченно дееспособными, в связи с чем над ними устанавливалось попечительство.

Они не могли совершать сделки отчуждения или заключать обязательства личного характера, но сохраняли право на приобретение имущества, несли ответственность за причиненный их действиями вред и др. Опекунами и попечителями не могли быть: несовершеннолетние, лица, не являющиеся гражданами Рима, расточители, безумные, глухие, немые, нездоровые, рабы, женщины, солдаты и др. Основания прекращения опеки и попечительства: исчезновение обстоятельств для продолжения опеки или попечительства, а также со смерть опекуна или попечителя.

Указанные основания не распространялись на женщин.Стр 5 из 9 не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам.

В случае нарушения авторского права

Похожие главы из других книг:

Вопрос 151. Брак. Понятие, порядок и условия заключения. Действующий в настоящее время СК не содержит определения понятия «брак».

С точки зрения науки семейного права «брак – это добровольный, равноправный, моногамный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением 82.

Деликты (понятие публичных и частных деликтов, элементы и виды частных деликтов) и квазиделикты (понятие, виды, общая характеристика) Деликт (delictum) — причинение вреда отдельному лицу, его семье или имуществу вследствие прямого или косвенного нарушения прав этого лица § 7.1. Понятие и сущность отчуждения (алиенации) Отчуждение — феномен, присущий политической системе в целом, особенно, государству и праву, определяющий развитие этих институтов и их деформацию.

В настоящее время изучение этого явления с точки зрения теории государства и § 8.1. Понятие и сущность глобализации Существует несколько точек зрения появления такого процесса как глобализация.В интерпретации М.Стегера, первый (доисторический) период глобализации охватывает III — V тысячелетие до нашей эры; второй период — пятнадцать столетий после 1. Брак, развод: понятие, требования В жизни почти каждого человека рано или поздно наступает момент, когда он связывает свою жизнь с другим, мужчиной или женщиной.

Большая часть из сложившихся пар регистрируют свои отношения в государственном учреждении. В результате 12.1. Понятие и виды судебных постановлений. Сущность и значение Постановление суда первой инстанции представляет собой индивидуально-конкретный процессуальный акт, который принимается судом общей юрисдикции на основе действующего законодательства в результате 14.

Понятие и сущность брака, его виды Семья образуется посредством брака. Классический юрист Модестин определял римский брак как

«союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права»

.

Эта идеалистическая трактовка брака не 20. Таможенное декларирование: понятие, сущность, порядок и виды таможенных деклараций Немаловажным этапом в процессе осуществления процедуры таможенного оформления является таможенное декларирование, суть которого заключается в подаче таможенным органам, 18. Брак. Понятие и виды Брак — союз мужчины и женщины.

Он определяет правовое положение детей, рожденных в браке (или до него), а также имущественные отношения супругов и их наследственные права.При заключении брака на супругов возлагаются определенные обязанности. Так, 8. Налоговые льготы. Сущность и назначение налоговых льгот, их виды и классификация По отдельным налогам (сборам) могут устанавливаться льготы – преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные 1.1 Понятие и сущность права Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности.

Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и 3. Понятие, сущность и виды конституции Сам термин «конституция» можно трактовать двояко. Фактическая конституция – это объективно действующие основы общественного и политического строя, а также действительный статус личности в той или иной стране.

Юридическую 3. Понятие и сущность конституции, виды конституции Термин «конституция» имеет два значения:Фактическая конституция – реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране.Юридическая конституция – 22.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОПРЕЕМСТВА ГОСУДАРСТВ Регулируя поведение государств как участников международного общения, международное право не остается в бездействии в случаях перемен в их судьбе и статусе, таких как объединение одного государства с другим, отделение от 4.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФОРМ ГОСУДАРСТВА Форма государства – организация государственной власти, включающая форму правления, внутреннее территориальное устройство и политический режим.Форма правления – структура высших органов государственной власти, порядок их

Разновидности брака в древнем Риме

В современном мире различают всего два вида брака — гражданский, зарегистрированный в ЗАГСе (в Италии брак регистрируют в коммуне), и церковный. В древнем Риме в ранний республиканский период основным видом брака считалось CUN MANUM, что в переводе с латинского дословно означает «с рукой». В античности все члены фамилии находились под властью главы семейства.

Жена в полном смысле слова принадлежала мужу, а дети являлись собственностью отца. Когда молодая девушка вступала в брак, она официально переставала принадлежать своему родителю и переходила под покровительство мужа. У женщины были ограничены права в плане владения имуществом, она не могла распоряжаться своим приданым и, в дальнейшем, семейным бюджетом.

Однако, в отличие от гречанок, являлась более самостоятельной и имела некоторые привилегии. Римская матрона могла свободно посещать театры и бани, принимать участие в важных званых обедах и заниматься своим образованием. Для разных сословий церемония бракосочетания предполагала проведение совершенно разных обрядов:

  1. Конфарреация Торжественное мероприятие по случаю заключения брака, проводимое главным жрецом для представителей рода патрициев. Во время ритуала зачитывались особые молитвы-прошения языческим богам и совершались жертвоприношения: хлеб, изготовленный из особых сортов пшеницы, фрукты и овца. Обязательным условием проведения такого обряда являлось наличие десяти свидетелей. Расторжения брака, заключенного таким образом, считалось недопустимым.

Историческая справка Главным жрецом в Древнем Риме являлся Великий Понтифик, будучи главой всех понтификов.

В VIII веке до н.э. эту должность занимали цари.

  1. Коэмпито Для римских граждан обычного происхождения существовал другой обряд. В присутствии не менее пяти свидетелей жених выкупал за символическую плату свою невесту. При этом он должен был обязательно спросить у девушки, желает ли она стать матерью его детей, а она — хочет ли юноша быть отцом семейства.

Кроме таких официальных церемоний заключения брака в древнем Риме был распространен так называемый брак по привычке. Законными женой и мужем признавались пары, прожившие совместно и неразлучно один год.

Однако, если в течении этого года, один из сожителей отсутствовал более трех дней, отсчет начинался заново. В позднереспубликанский период в Риме наиболее распространенной формой брака стала SINE MANU, отличающаяся от CUN MANUM тем, что молодая жена не переходила в собственность мужа, а оставалась под покровительством своего отца. Кроме этого, женщина, имевшая более трех детей, могла отказаться от всяческого покровительства кого бы то ни было и становилась более свободой.

Это означало, что она могла в полной мере распоряжаться принадлежавшим ей по праву имуществом и, при необходимости, подать на развод.

Это интересно! В Древнем Риме можно было выйти замуж даже в отсутствии жениха!

Такой брак назывался заочным.

Невеста, получившая специальное письмо от своего «заочного» жениха, должна была быть отведена его посланниками в так называемое брачное жилище, в дом будущего мужа. После такого обряда молодые считались законными мужем и женой

Церемония

Утром в день свадьбы процессия, которую возглавляла распорядительница (лат. pronuba), женщина, служившая невесте примером, так как лишь один раз была замужем, направлялась к храму или домашнему атриуму.

Затем пару подводили к алтарю, на котором в жертву приносилась свинья (режеовца или вол), чтобы по внутренностям узнать у богов, будет ли брак счастливым.

Если предсказание было удачным, то проводивший ауспициидавал своё согласие на брак. Затем подписывался брачный договор (лат.

pacta dotalia), пара произносила «да» и обменивалась кольцами.

В качестве знака верности и как символ дружеского и сердечного единения (а не как скрепление договора) жених и невеста подавали друг другу правую руку (лат. dextrarum iunctio). Затем просили благословения у пяти богов: у Юпитера как гаранта союза, у Юноныкак богини брака, Венеры как богини любви, Фидес как олицетворения верности и Дианы как богини-матери.

После брачной церемонии начиналось обильное застолье (лат.

cena nuptialis). Вечером после пира девушка окончательно покидала своих родителей: начиналась церемония «отведения» (лат. deductio) — проводы невесты в дом жениха.

Невесту «похищали» в память о древних традициях: «делать вид, будто девушку похищают из объятий матери, а если матери нет, то ближайшей родственницы».

Затем пару отводили в дом мужа в сопровождении насмешливых, а также непристойных песен (лат. versus Fescennini — так назывались, возможно, потому, что считалось, что они оберегают от колдовства (лат. fascinum), песен, гимнов, шуток. Также по дороге кричали свадебный возглас«Талассию!», по словам римского историка Тита Ливия, обычай идущий со времён похищения сабинянок: Одну из девиц, самую красивую и привлекательную, похитили, как рассказывают, люди некоего Талассия, и многие спрашивали, кому её несут, а те, опасаясь насилия, то и дело выкрикивали, что несут её Талассию; отсюда и происходит этот свадебный возглас[33].
Также по дороге кричали свадебный возглас«Талассию!», по словам римского историка Тита Ливия, обычай идущий со времён похищения сабинянок: Одну из девиц, самую красивую и привлекательную, похитили, как рассказывают, люди некоего Талассия, и многие спрашивали, кому её несут, а те, опасаясь насилия, то и дело выкрикивали, что несут её Талассию; отсюда и происходит этот свадебный возглас[33].

Невесту вели за руки двое мальчиков, третий нёс перед ней факел изтерновника (лат.

spina alba), который зажигали от огня на очаге дома невесты.

За невестой несли прялку и веретено, как символы женских занятий в доме мужа.

Прохожим раздавали (бросали) орехи как знак плодородия, которые должны были обеспечить новой семье обильное потомство. Муж переносил жену через порог нового дома, чтобы жена не споткнулась о него, что считалось плохим знаком. После этого жена оборачивала дверной косяк шерстью и смазывала жиром (по словам Плиния Старшего, использовался волчий жир, как воспоминание о волчице, вскормившейРомула и Рема) и маслом, что, возможно, должно было отпугивать злых духов в первую ночь.

Гости уходили и продолжали праздновать в другом месте. Жену раздевали женщины, которые лишь единожды состояли в браке, и отводили к кровати мужа. Муж встречал жену с огнём и водой (в основном, с факелом и кубком с водой), жена произносила слова: лат.

Ubi tu Gaius, ego Gaia — «Где ты Гай, буду я, Гайя». Возможно, ранее эта формула означала, что женщина принимала имя мужа, или становилась как бы частью его.

Поначалу фразу говорили после подписания брачного договора, позднее лишь в доме мужа. Жену усаживали на стул напротив двери, затем ещё раз произносились молитвы, на этот раз божествам дома. Затем жена перенимала огонь и воду как два основных элемента домашнего хозяйства и давала за это три монеты.

Одну из них получал муж, другую оставляли для домашних лар на алтаре, а третью оставляли позднее для компитальных лар на перекрёстке. В постели муж символически развязывал пояс на тунике, завязанный геркулесовым узлом, чтобы у него было так же много детей, как у Геркулеса. Новобрачные призывали в первую брачную ночь «на помощь» Мутуна-Тутуна (греческий бог Приап, на «фаллос которого советуется сесть новобрачной») и богиню Пертунду, Венеру, бога Субига («чтобы она подчинилась мужу») и богиню Прему («чтобы, подчинившись, сохраняла покорное положение»).

Тертуллиан так взывал к римлянам: «Пощадите вы богов, бесстыдники! Никто не присутствует при игрищах молодых супругов.

Лишь сами новобрачные наслаждаются на ложах — и краснеют». На следующий день жена появлялась впервые в наряде матроны и ещё раз приносила жертвы ларам и пенатам, а также получала подарки от мужа.

В этот день молодая семья устраивала праздничное застолье у себя дома в кругу близких родственников и друзей (лат. repotia).

Как проходили свадьбы в Древнем Риме

В Древнем Риме жили такие же люди, как и сейчас.

Влюблялись, плели интрижки, спали с кем попало.

Но в норме — заключали браки и пышно праздновали свадьбы. Как и в любом другом классическом патриархальном обществе чаще всего браки заключались родителями, согласия молодых не спрашивали. Если речь шла об аристократии, то тут играли роль политические соображения, для людей победнее — материальные.

Прочность брака и взаимная верность супругов считались одной из «духовных скреп» римского общества.Готовыми к браку девушки считались лет с 12, а юноши с 14-ти, но на протяжении истории Древнего Рима реальный брачный возраст менялся — в патриархальной деревенской провинции женились раньше, в городах — позже. Конечной инстанцией в решении о браке всегда был отец семейства, без его согласия брак не мог быть заключен. Только при императоре Августе у молодых появилась возможность обратиться к магистрату в случае несогласия с решением отца, и то чаще всего магистрат становился на сторону родителя.

Понятие о близкородственных браках менялось — в раннем Риме запрещены были браки между родственниками до четвертого колена, потом были разрешены браки двоюродного брата с сестрой или дяди с племянницей. На то, что в римской провинции — Египте — вовсю женились родные братья и сестры, вообще смотрели сквозь пальцы. С согласия господина жениться могли даже рабы.

Запрещено было жениться опекунам и воспитанникам — вот этот запрет строго соблюдался.Римляне, со своим римским правом, первые ввели понятие брачного контракта.

Во всяком случае при заключении помолвки два отца семейства (а не сами молодые, разумеется), оговаривали и записывали все имущественное тонкости: размер приданого, что конкретно в него входило, сроки выплаты.

Да, в Риме можно было заключить договор о выплате приданого в рассрочку на несколько лет. Женщина с приданым была материально защищена: она получала обратно свое приданое при разводе, оно гарантировано оставалось при ней в случае вдовства.А как же все-таки происходила свадьба?

Начиналось все, как и сейчас, с помолвки.

Жених вручал невесте кольцо, которое она носила на безымянном пальце. В раннем Риме это кольцо было железным, но ко временам империи стали использовать золото. Вслед за помолвкой следовала сама свадьба.Выбрать дату для свадьбы было не так просто.

То календы, то лемурии, то март — месяц посвященный богу войны. Чаще всего женились в конце июня — это время считалось самым благоприятным.

Накануне свадьбы невеста приносила в жертву богам свою детскую одежду и игрушки, и одевалась уже в новую, женскую одежду: длинную белую тунику и красный платок. Расчесывали ее накануне свадьбы непременно наконечником копья — оно было символом Юноны, покровительницы брака и деторождения.

В позднем Риме девицы предпочитали копье, которым был убит накануне какой-нибудь гладиатор.Сама свадебная одежда для невесты, кроме нижней белой туники была ярко-красной. Начиналась сама церемония с гадания — все отправлялись в храм, приносили в жертву какое-нибудь животное (чаще всего свинью) и авгур по внутренностям определял благоприятность брака.

Начиналась сама церемония с гадания — все отправлялись в храм, приносили в жертву какое-нибудь животное (чаще всего свинью) и авгур по внутренностям определял благоприятность брака.

Разумеется, предсказания были благоприятными, и тогда перед алтарем подписывался брачный договор, а жених и невеста давали друг другу согласие и обменивались кольцами. После чего все отправлялись пировать.

На пиру обязательно подавали специальные пирожные из теста, замешанного на вине и свином жире.Обычай «похищения невесты» у римлян тоже был.

Но все это происходило уже после свадьбы в конце пира. Пировали в доме родителей невесты, а вот под конец невесту «похищали» и вели в дом жениха. Поднабравшиеся гости сопровождали все это малопристойными песенками и шуточками, в толпу бросали орехи — в общем, свадьба как свадьба.

Муж вносил невесту в дом на руках, а вот затем она должна была обмотать дверной косяк шерстью и смазать жиром и маслом — считалось, что это оградит молодых в первую ночь от злых духов. После этого муж подносил жене огонь и воду — то есть бокал с водой и факел, она давала ему три монеты. Одну муж оставлял себе, а две жертвовались ларам.

Женщина при этом произносила фразу: «Где ты Гай, буду я, Гайя».

И только после этого муж наконец развязывал на жене пояс (он был завязан специальным геркулесовым узлом — муж должен был показать себя в эту ночь геркулесом!) и их все оставляли в покое.

Разумеется, кроме богов: за совершающимся в постели внимательно наблюдали Венера, Мутун-Тутун (римское имя Приапа) и бог Субиг, которые отвечал за субординацию — жена должна подчиняться мужу. Наутро женщина выходила уже в одежде настоящей римской матроны, все снова приносили жертвы домашним ларам и продолжай праздновать.В зависимости от благосостояния семей гулянка могла продолжаться несколько дней, и сопровождаться гладиаторским играми и представлениями.

Жертвы богам могли быть скромными — а могли и огромными. Читайте также:Периодически законодательно пытались ограничить сумму, которую могли потратить на свадебные торжества, но каждый раз богачи находили возможность обходить это ограничение.

Впрочем, некоторые римляне старались устроить свадьбу не в городе Риме, а у себя в поместье, где можно было обойтись относительно скромным празднеством. Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк.

Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте.

Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.© Булат Мамлиев

4.2.

Брачно-семейные отношения

Понятие и формы брака. Римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как союз мужа и же ны, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права (d.

23. 2. 1). Это определение, однако, не соответствовало действительному по ложению вещей.

Дело в том, что первой формой брака в Риме был брак под названием cum manu — брак, устанавливавший власть мужа над женой.

Вступив в такой брак, женщина попадала под власть мужа или его домовладыки и становилась агнаткой в доме мужа.Однако уже в древности женщина могла избежать власти мужа. Для этого она должна была заключить брак без соблюдения всяких формальностей (sine manu) — брак, не порождавший власть мужа над женой. Если в тече ние года после заключения такого брака женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа.

Такая процедура могла ежегодно повторяться. Если жена не отлучалась из дома, то она попадала под власть мужа и брак превращался в брак с властью мужа (cum manu).Брак sine manu — это форма брака, основанная на равен стве супругов, независимости жены от мужа.

Жена была хозяйкой дома и матерью детей.

Остальные вопросы находились в ведении мужа. Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала пре обладающей.В I в. до н. э. появилась особая форма брака — конкубинат.

Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности.

При конкубинате права детей и самой конкубины были ограничены. Так, рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наслед ственных правах.Условия вступления в брак.

Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.
Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

Вторым условием было согласие на брак. В древнейшее время это было согласие одного только домовладыки.

Жених выражал свою волю, если он был полностью правоспособным; правоспособная невеста нуждалась в согласии опекуна (auctoritas tutoris).Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак не вполне правоспособного лица нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие главы семьи невесты и согласие как главы семьи жениха, так и лица, под отеческой властью которого жених может оказаться со смертью главы семьи. Так, согласие на брак внука дает не только его глава семьи — дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа.

На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте глава ее семьи.Таким образом, первоначально все положения о согласии на брак исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще.

Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был главой семьи, носителем отцовской власти.Но по мере того как личность детей начинает эмансипироваться от когда-то неограниченной власти главы семьи, интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии домовладыки на вступление в брак. Так, Закон Юлия (4 г. н. э.) предоставил нисходящим право обжаловать магистрату неосновательный отказ главы семьи в согласии на брак. Затем детям было разрешено вступать в брак и без его согласия, если он взят в плен или безвестно отсутствует.

Были случаи, когда согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: женщина, которая, состоя под опекой, могла вступать в брак, не иначе как получив согласие опе куна (auctoritas tutoris), после отпадения опеки над женщинами была обязана испрашивать разрешение на брак у отца, а за отсутствием отца — у матери или у других близких родственников.Третьим условием вступления в римский брак является наличие у брачующихся права заключить законный брак.

Препятствия к вступлению в брак за отсутствием этого условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества (позднее сословиям), либо из родственной связи между ними или иногда из других существовавших между ними отношений. Так, прежде всего Законом Канулия (445 г.

до н. э.) не допускались браки между патрициями и плебеями. До первого брачного Закона Августа, Закона Юлия (18 г. до н. э.) не допускались браки вольноотпущенников со свободнорожденными, а после Закона Юлия — с лицами сенаторского сословия.Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики — между лицами, матери которых были сестрами (consobrini), а отцы братьями; наконец, в период империи только между лицами, из которых хотя бы одно является нисходящим первой степени общего для обоих предка, например, между дядей и племянницей, теткой и племянником и т.

д. В это общее правило императорские постановления не раз вносили изъятия.В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских императорах — и в боковых линиях между зятем и золовкой.Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних. По Закону Юлия были запрещены браки между супругом, виновным в прелюбодеянии, и его сообщником.Способы заключения брака. Заключению брака предшествовало обручение.

В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации.

В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей.

Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны.Брак совершался в Риме тремя способами:1) путем совершения религиозного обряда;2) путем покупки женихом невесты;3) путем простого соглашения сторон.Два первых способа заключения брака порождали «правильный брак», брак с мужской властью (cum manu). Третий способ заключения брака вел к установлению «неправильного брака», брака без мужской власти (sine manu).Религиозный обряд (confarreatio) имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера.

Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.Покупка женихом невесты (coemptio) осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха.

При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.Приданое и предбрачный дар. С появлением и распространением брака sine manu возник обычай давать мужу особый дар при женитьбе — приданое (dos). Размер приданого определялся самой женщиной (если она была sui iuris), главой ее семьи или третьим лицом.

Полученное от отца называ лось «приспевшим» (dos profecticia), а полученное от других лиц со стороны dos adventicia. Приданое заключается во внесении вкладов имущественного характера в виде движимого и недвижимого имущества, для того чтобы облегчить мужу предстоящие расходы, связанные с семейной жизнью. Регулирование осуществлялось обычным правом, но в позднюю эпоху можно было принудить отца дать приданое, если он отказывался это сделать с целью препятствовать браку.Приданое устанавливалось следующим образом:— обещание приданого в форме стипуляции (promissio dotis).

Лицо, дающее приданое, должно передать мужу соответствующее имущество в дальнейшем;— также обещание приданого в форме вербального контракта, заключающегося в торжественной форме (dictio dotis). Отличается от стипуляции формой: если при стипуляции обязательно должен быть обмен фраза ми, звучит вопрос и ответ (Даешь?

Даю!), то в форме вербального контракта говорит только тот, кто обещает приданое, — глава семьи, сама женщина или их должник, и обмена вопросом и ответом не требуется. Для выполнения обещания мог предъявляться иск, если речь шла о деньгах, или, с другой стороны, если в качестве приданого передавались вещи;— не обещание, а непосредственная передача имущества (datio dotis): могло совершаться любым актом вхождения мужа во владение приданым (mancipatio, traditio).Первоначально считалось, что муж может полностью распоряжаться приданым. Однако в классическом Риме во избежание фиктивных браков с целью получения приданого были приняты законы, ограничивающие мужа в его правах относительно полученного имущества.

Теперь приданое не переходило под власть мужа.

Так как целью приданого являлось облегчение несения тягот брака (sustinere onera marimonii), супруг имел право лишь пользоваться имуществом и получать с него плоды для удовлетворения семейных нужд. По закону мужу было запрещено без согласия жены отчуждать земельную собственность, обременять ее ипотекой (во времена Юстиниана запрещалось отчуждать земельную собственность в Италии даже с согласия жены).Распоряжение движимым имуществом, входящим в состав приданого, было ограничено актом возврата приданого в случае возможного расторжения брака. Для этого при передаче приданого оценивалась стоимость, и если брак расторгался, именно эту сумму должен был вернуть бывший муж женщины.С укреплением преторского права было издано постановление, что приданое (или его стоимость) возвращалось во всех случаях расторжения брака по вине мужа.Правила возврата приданого в случае расторжения брака:— в случае смерти жены «приспевшее» приданое возвращалось отцу женщины (с удержанием 1 / 5 части приданого на каждого рожденного в этом браке ребенка), а приданое, полученное от других лиц, оставалось у вдовца;— в случае смерти мужа приданое возвращалось женщине или ее отцу.

На случай своей смерти муж обычно оставлял приданое посредством «прелегат приданого» (praelegatum dotis);— в случае развода по вине женщины возврат приданого ограничивался.Муж имел право удержать 1 / 6 приданого на каждого ре бенка, но в целом не более 1 / 2 приданого. Если развод происходил вследствие неверности женщины, то удержива лась еще 1 / 6 приданого, а если вследствие других проступков, то 1 / 8;— если брак расторгался по инициативе мужа или по его вине, то при даное им возвращалось.Предбрачный дар (donatio ante nuptia) — это имущество, подаренное женщине ее будущим мужем до свадьбы.

Запрет на дарения между супругами не относился к дарению до свадьбы, и во времена императора Юстиниана распространился заимствованный с Востока обычай дарить некоторую часть своего имущества будущей жене.

Обычно размер предбрачного дара составлял 1 / 2 от стоимости приданого. Однако свадебный дар лишь фиктивно поступал в собственность жены.

Подаренное имущество сохраняло управление мужа и служило тем же целям брака, что и приданое. Если муж умирал, то предбрачный дар наследовался детьми, но жена могла продолжать пользоваться им и получать с имущества плоды.Если же происходил развод по инициативе или вине мужа, то предбрачный дар отдавался женщине наравне с приданым.

Таким образом, предбрачный дар был своего рода гарантом и компенсацией при разводе.При Юстиниане стоимость предбрачного дара была уравнена со стоимостью приданого, а также стала применятся норма, что размер дара может быть увеличен во время брака (donatio proper nuptias), несмотря на существовавший запрет дарения во время брака.Расторжение брака и его виды. Римский брак прекращался по нескольким основаниям.1.

Смерть одного из супругов. В случае естественной смерти жены мужчины могли сразу же вступать в новый брак. Для женщин был установлен срок траура (tempus lugendi), во время которого женщина не могла выйти замуж.2.

Утрата свободы (capitus deminutio maxima) одним из супругов, т.

е. обращение его в рабство. Так как с рабом возможно только сожительство, а брак невозможен, то законный брак считался расторгнутым. Если же утрата свободы наступала в связи с попаданием супруга в плен, то женщина не могла больше выйти замуж, так как муж мог вернуться. Во времена Юстиниана срок ожидания возвращения мужа из плена был ограничен пятью годами.3.

Утрата гражданства (capitus deminutio media) одним из супругов. Брак продолжал считаться действительным только согласно естественному праву.4.

Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения (incestum superveniens). Если в результате усыновления супруги становились агнатическими род ственниками, брак между которыми невозможен, то их брак расторгался.

Например, если глава семьи дочери усыновлял зятя, он становился как бы братом собственной жены. Этого можно было избежать, только предварительно сделав дочь правоспособной.5. Воля главы семьи. В браке sine manu, в котором женщина осталась под властью своего отца, глава семьи мог истребовать женщину обратно, тем самым лишив ее возможности жить совместной жизнью.

В браках между не вполне правоспособными любой из домовладык мог по своему желанию расторгнуть их брак, объявив его сожительством.6.

Развод. В Древнем Риме развод мог инициировать только мужчина. Брак мог быть расторгнут при неподобающем поведении женщины: пьянстве, измене, бесплодии и даже выкидыше.

Развод как таковой (divortium) получил свое распространение с возросшей популярностью браков sine manu. Расторжение брака стало возможно как по воле мужа (repudium), так и по воле жены, а также по взаимному согласию супругов.7.

Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Такое основание расторжения брака было упразднено во времена Юстиниана.Формами развода являлись объявление о разводе перед свидетелями (в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек), письменное соглашение, фактическое прекращение совместного проживания.Начиная с постклассической эпохи с введением христианской морали на разводы наложили строгие запреты.Возникли следующие виды разводов:1) развод с плохими последствиями (divorium cum damno):— по вине одного из супругов (repudium ex iusta causa) (супружеская неверность, тяжкое преступление, аморальный образ жизни);— без вины супруга (repudium sine ulla causa), т.

е. неправильное одно стороннее расторжение брака.

Такой развод карался строгими санк циями — от изъятия приданого до высылки, но брак считался расторгнутым;2) развод без последствий (divorium sine damno):— развод по взаимному согласию супру гов (divortium communi consensu);— развод по воле одного из супругов (divortium bona gratia). Такой раз вод был возможен только по уважительной причине: импотенция, уход в монастырь и др. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком Поделитесь на страничке

Наряд

Вечером перед свадьбой девушка жертвовала свои старые игрушки и детскую одежду, тем самым прощаясь с детством. Накануне свадьбы невесте повязывали голову красным платком и надевали на неё длинную прямую белую с поясом ( tunica recta), предназначавшуюся и для дня свадьбы.

Пояс из овечьей шерсти ( cingillum) завязывался двойным геркулесовым узлом, который должен был предотвратить несчастье.

Волосы невесты также накануне вечером укладывались наконечником копья ( caelibari hasta) в 5 прядей.

Использовался именно наконечник копья, возможно, как символ дома и семейного права, или потому, что находились под опекой ,

«которая именовалась так от носимого ею копья, что в языке зовётся curis, или потому, что оно предвещало рождение храбрых мужей; или что в силу брачного права невеста передаётся под власть мужа, так как копьё есть и наилучший [вид] оружия, и символ высшей власти»

. Затем волосы скреплялись шерстяными нитями ( vittae) и собирались в конусообразной форме. Свадебный наряд невесты представлял собой длинное платье — ( palla gelbeatica), ярко-красного цвета, надеваемое на тунику.

На голову накидывали покрывало огненного, жёлто-красного цвета ( flammeum), немного спуская его на лицо, а со времён поздней республики надевали венок из цветов ( и , позднее из цветов дерева и ), собранных самой невестой. Обувь должна была быть того же цвета, что и flammeum.

К украшениям относился прежде всего . Об особенном наряде для жениха не сохранилось сведений, возможно, он надевал обычную белую тогу и венок (по греческой традиции). Дома невесты и жениха украшались венками, зелёными ветвями, лентами и цветными коврами.

Брак и семья в Древнем Риме: традиции, которые нас изумляют

Время идет вперёд, человечество развивается, появляется всё больше гражданских прав и свобод.

И то, что было совершенно естественным в древности — сейчас шокирует. Особенно это касается семейного уклада и быта.Давайте узнаем, как жила семья в Древнем Риме, и что тогда считалось совершенно нормальным.Исполнилось 12?

Пора жениться! Да-да, в те времена юный возраст не был помехой для брака. Девочек выдавали замуж в 12 лет, мальчиков женили чуть позднее — в 14. Правда, определённые резоны для столь низкого брачного возраста всё же были: продолжительность жизни была гораздо ниже, чем сейчас, поэтому подростки считались уже вполне взрослыми.Выбираем брак.

В Древнем Риме существовало несколько видов брака.«Cum manu» (с рукой) — замужняя женщина полностью переставала подчиняться родительской семье и переходила под власть мужа или его отца. Своим приданным или другим имущество распоряжаться самостоятельно она не могла.«Sine manu» (без руки) — даже выходя замуж, женщина оставалась во власти отца.Ах, эта свадьба.

На свадьбе обязательно подписывался брачный договор, новобрачные обменивались кольцами, а затем пожимали друг другу руки.

Естественно, никаких публичных поцелуев не было. После свадьбы устраивали роскошный пир, а затем, под сопровождение непристойных песен и стихов, пару отводили на брачное ложе. Папа — главный. Нужно отметить, что римское общество в целом, и каждая семья в отдельности были патриархальными.

Женщины подчинялись мужчинам, а главенство мужчин зависело от возраста — самый пожилой член семьи управлял кланом.

Старший мужчина имел неограниченные права: он мог признавать (или не признавать) любого ребёнка в семье, продавать и даже убивать детей.Женщина полностью зависела от отца (в детстве) и мужа (в зрелом возрасте), а целью её жизни было служение патриархам семьи. Правда, нужно отметить, что в отличие от греческих женщин, римлянка могла посещать театры, библиотеки и игры, а также присутствовать на семейных празднествах.А что насчёт интима? Официально прославлялось и рекомендовалось добрачное целомудрие и воздержание в браке: близость между мужем и женой не была обязательной.

Конечно, осуждалась и неверность, однако, на деле, мужчины часто изменяли женам, оставаясь безнаказанными, а вот женщину-изменницу муж или отец могли убить. Женщина, изменившая с рабом, сама становилась рабыней.Дошло до того, что писатели и поэты стали превозносить терпеливых женщин, позволяющих мужьям прелюбодействовать. И лишь во времена позднего Рима права мужей и жён хоть как-то сравнялись: за измену стали наказывать любого члена семьи.Развожусь!

Развод встречался довольно редко, но всё же существовал.

Для того, чтобы расторгнуть брак следовало привести неоспоримые аргументы на семейном совете. В браке «Sine manu» развестись и мужчинам, и женщинам было гораздо проще: следовало просто произнести «кодовую» фразу и брак считался расторгнутым. Основными причинами для развода были бездетность и неверность.На закате империи разводов стало гораздо больше, а отношение к браку — легкомысленнее.

Доходило до того, что некоторые мужчины меняли жён как перчатки, выдвигая для расторжения брака нелепые доводы: жена без разрешения пошла в цирк, вышла на улицу без головного убора, разговаривала с рабыней.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на , чтобы не пропустить самое интересное!

5.4 Брак между разными сословиями

Поначалу брак между патрициями и плебеями был запрещён, он стал возможным благодаря закону Канулея 445 года до н.э. Жена из дома патрициев при этом оставалась во власти своего отца, который имел право расторгнуть брак в любое время (правило просуществовало до II века). Однако, такие браки не получили широкого распространения и стали скорее реальностью для богатых и уважаемых плебеев.Брак женщин других сословий с вольноотпущенниками встречался реже, чем брак бывшей рабыни и бывшего хозяина.

Установленный одним из законов Августа запрет на то, чтобы вольноотпущенница замужем за господином могла развестись против его воли, имел силу ещё в праве Юстиниана.С введением законов Августа сенаторам (а со времён Марка Аврелия и до трёх поколений потомков сенатора) запрещалось жениться на вольноотпущенниках / (цах), актёрах или актрисах или их детях, проститутках, сутенёрах или сводницах и их бывших рабах, осуждённых преступниках. С середины I века н.э. рабам был разрешён брак, до этого рабы просто жили вместе в непризнанном законом союзе (лат.

contubernium). Сохранилось множество свидетельств таких браков между рабами императоров и свободными женщинами.Также брак между римскими свободными женщинами и солдатами не считался законным и формально являлся сожительством, а дети из такого брака – незаконнорождёнными.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+